Неправильно выбранная модель поведения на дороге, несоответствующая текущим погодным условиям, нередко является причиной дорожно-транспортных происшествий различной степени тяжести. Большинство водителей не уделяют должного внимания выбору правильной модели поведения на дороге, а также не воспринимают неправильно выбранную в зависимости от погодных условий скорость, как действие, способное привести к негативным последствиям.
Для обеспечения безопасного движения водитель должен выбрать правильную (адекватную погодным условиям) модель поведения на дороге, а также вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Выбранная модель поведения, а также скорость, должны обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения.
Согласно экспертным данным, в ряде стран, где интенсивность движения мало меняется в течение года, наибольшая аварийность наблюдается в осенне-зимний период, – период, соответствующий наиболее неблагоприятным погодным условиям.
При этом наблюдается следующая закономерность: кратковременные осадки после продолжительного сухого периода вызывают резкое увеличение количества ДТП. Однако затяжные осадки вызывают адаптацию водителей, в результате чего количество ДТП постепенно уменьшается. Согласно заключениям экспертов, основанным на данных статистики ГИБДД, любые погодные изменения приводят к увеличению дорожных аварий. Особенно транспортные проблемы обостряются на границе сезона, так как водители не всегда готовы к погодным изменениям, в частности, к ухудшению видимости, изменению характера дороги из-за дождя, к появлению снега, наледи и т.д.
Условия движения в период действия неблагоприятных метеорологических явлений значительно сложнее, чем при сухом, чистом покрытии. Различия определяются рядом факторов, основными из которых являются:
- снижение сцепных качеств покрытия, изменение взаимодействия автомобиля с дорогой, ухудшение ровности покрытия под влиянием осадков, гололеда, тумана, повышенной влажности воздуха и других факторов;
- ухудшение видимости в период туманов, осадков, пурги, пыльных бурь, слепящего действия солнца, изменяющих восприятие условий движения водителем;
- изменение очертания и внешнего вида проезжей части и обочин, параметров поперечного профиля из-за снежных отложений и образования полос наката, что приводит к изменению восприятия дороги водителем;
- ухудшение эксплуатационно-технических качеств автомобиля, прежде всего, систем, обеспечивающих удобство и безопасность движения, к которым относятся тормоза, рулевое управление, устройства, обеспечивающие обзорность и видимость, сигнальная система.
Немаловажным следствием неправильно выбранной модели поведения на дороге является существенное увеличение незначительных ДТП, в которых основное повреждение получают транспортные средства, большинство из которых направляется на ремонтные работы в рамках страховых случаев. Так, увеличение числа незначительных ДТП в условиях неблагоприятной погоды может составлять от 20% до увеличения в несколько раз.
Целью кампании по пропаганде безопасности дорожного движения «Прогноз безопасности» является:
– снижение количества дорожно-транспортных происшествий, возникших по причине выбора неправильной модели поведения на дороге в соответствии с текущими погодными условиями.
В целях снижения количества ДТП, возникших по причине выбора неправильной модели поведения на дороге в соответствии с текущими погодными условиями, на территории Крыловского района в период со 2 по 27 марта проводится социальная кампания «Прогноз безопасности».
Р. Берёза, начальник ОГИБДД по Крыловскому району;
А. Бардик, командир Павловской РДПС.