Сегодня много говорится о преподавании курса «основ православной культуры» в современной школе, уже слышны и трескучие отчеты о массовом охвате им учащихся кубанских школ. Но на деле, как всегда, все далеко не так однозначно и лучисто, как на бумаге.
Большинству родителей, да и руководителей управления образования, сейчас не до высоких сфер, главные заботы о том, как получить хорошие результаты по ЕГЭ да детей получше в этой жизни пристроить. И невдомек, что добросовестному учителю, преподающему сегодня предметы гуманитарного цикла, никак не обойтись без интерпретации в их предмет основ православной культуры. Ведь этот предмет несет в себе культурный код русского человека, ключ к пониманию русской литературы и истории. Без него невозможно воспитать ни хорошего семьянина, ни гражданина, ни патриота. Находятся и руководители, обвиняющие таких педагогов-новаторов в пещерном сознании, в отставании от современной цивилизации. В связи с этим небезызвестен может быть взгляд на вопрос зам. директора института прикладной математики им М.В. Келдыша РАН Георгия Малинецкого. По его мнению, в понятие «русской цивилизации» входят пять главных содержательных принципов: духовное – выше материального; общее – выше индивидуального, личного, даже пресловутых прав человека; справедливость, нравственные законы – выше юридических законов; будущее – выше настоящего; мечта – выше реальности. Одним словом, идея выше устроения.
Конечно, Малинецкий «не открывает Америки», просто не пора ли нам вспомнить то, чему нас учили в советской школе. Вот только, к сожалению, эти уроки мы усвоили очень плохо. Наверное, потому, что наши замечательные учителя не могли нам объяснить, почему духовные ценности выше материальных. Вот и получается, что если Бога нет, то все позволено. Ведь вопрос нравственности человека неотделим от веры в бессмертие его души.
Учитель, умело интегрирующий в свой предмет знания по православной культуре, не только не является нарушителем «Ее Величества школьной программы», но помощник родителям и своим коллегам-учителям.
Еще св. Иоанн Кронштадский в начале прошлого века говорил о том, что «чрезвычайно вредно развивать ум и рассудок человека, не воспитывая его души и сердца». Святой как будто предвидел то, с чем мы сталкиваемся сегодня: ничем не подтвержденною амбициозностью, потребительскими настроениями, космополитизмом, полным «разбродом и шатанием» в головах миллионов людей, получивших не только среднее, но и высшее образование. И невольно вспоминается решение последнего съезда учителей перед Октябрьской революцией: «Гнать попов из школы, без них обойдемся». Вот и обошлись.
Много людей с высшим образованием восхищается уровнем жизни в Европе, не задумываясь о том, что в понятие «благополучие» для русского человека входят не только доступность материальных благ и развлечений, но еще и чистая совесть, возможность не просто зарабатывать, а заниматься любимым делом. Многие ли у нас могут себе позволить такую роскошь? Напрасно мир упрекает русского человека в лени, мы – не ленивые, мы – другие. И понять это американцу и европейцу с его плоским поверхностным умом просто невозможно. В культурном коде русского человека на генетическим уровне записана совершенно иная программа, и не понимать этого мы не имеем права. Недавно прочла статью об успешной учительнице математики, ставшей хозяйкой питомника. На первый взгляд вроде бы все хорошо, молодец. Но когда дошла до ее высказываний о русской лени, до рассуждений о том, что русскому человеку нужен хозяин (читай – рабовладелец), подумала о нарождающемся классе Салтычих, о том, что мы уже вошли в эпоху завуалированного рабовладельческого строя, не облагороженных ни воспитанием, ни хорошим образованием господ и бесправных рабов. И если мы и дальше будем делать вид, что у нас все хорошо, погибнем.
Е. Дорошенко, Октябрьская.