Новости

Поможем детям стать счастливее

Метки: |


Дружное семейство Ковтун и начальник отдела материнства и детства В. Вербовая.
Дружное семейство Ковтун и начальник отдела материнства и детства В. Вербовая.
Специалисты Л.Г. Волик и Н.А. Кочанова.
Специалисты Л.Г. Волик и Н.А. Кочанова.
Самое важное в жизни - семья!
Самое важное в жизни – семья!

Воспитание – это всегда непросто, это тернистый путь, полный ошибок, споров, притирок, а еще радости и миллиона восхитительных, трогательных, навсегда запоминающихся моментов. Когда воспитываешь приемного малыша, все ощущения становятся в тысячу раз острее. Поэтому так важно уметь прощать и любить всем сердцем, помогать и мужественно переживать вместе все трудности. Еще несколько лет назад усыновители к этому были не всегда готовы. Школы приемных родителей помогли всем стать намного счастливее и терпимее.

Краснодарский край первым в стране начал поддерживать будущих мам и пап на всех этапах усыновления в Школах приемных родителей. Об этом уникальном опыте региона в интервью с журналистом Ниной Симоновой рассказала Галина Золина, вице-губернатор Краснодарского края, курирующая социальную сферу.

Быть одной семьей

«Вы когда-нибудь видели глаза ребенка, которого взяли в семью, а потом вернули в интернат? Поверьте, на это больно смотреть. Каждый такой случай – и, слава Богу, их на Кубани были единицы, – воспринимался как трагедия, ЧП, – рассказывает Г. Золина, отвечая на вопрос, как возникла идея создания Школ приемных родителей. – Губернатор Александр Ткачев часто бывает в детских домах. Он видел: какими бы комфортными ни были условия, дети всегда глазами высматривают маму, папу, ждут их и очень хотят домой. Они засыпают и просыпаются с этой мечтой.

В Краснодарском крае большая часть детских домов была закрыта или переформатирована в другие детские учреждения. С таким заявлением выступила вице-губернатор Кубани Галина Золина в ходе второго всероссийского съезда работников дошкольного образования в Сочи. Помещения, в которых ранее располагались детские дома, были переоборудованы в кадетские корпуса, общежития Кубанского казачьего хора, а также переданы детским дошкольным учреждениям. Вице-губернатор Кубани также подчеркнула, что если ранее в Краснодарском крае из семей изымалось до четырех тысяч детей в год, то на сегодняшний день эта цифра сократилась до 700 человек. Такого результата удалось добиться за счет планомерной работы, уверяет Г. Золина и напоминает о том, что кубанские власти ведут борьбу за сохранение единства семьи. «Сейчас экстраординарные меры, связанные с направлением ребенка в детский дом, в Краснодарском крае применяются исключительно в крайнем случае, во всех остальных случаях детей стараются оставлять в кровных семьях», – сообщила вице-губернатор.

И вся политика в крае строится так, чтобы эти дети могли обрести это счастье – иметь свою семью, любящих маму и папу. По инициативе Александра Николаевича была принята стратегия «На Кубани чужих детей не бывает», в рамках которой мы ведем колоссальную работу. Поддерживаем все формы семейного устройства. В результате 18 тысяч детей-сирот – а это 94 процента – сейчас окружены домашним теплом. У нас в детских домах остались 300 детей. Тяжело больные дети…

На усыновление каждый год передаются 300 ребятишек. А всего в семьях усыновителей проживает около четырех тысяч детей. Для сравнения – всего восемь лет назад у нас было только 25 приемных семей!

Во многом таких результатов помогли достичь Школы приемных родителей. Только со стороны кажется, что принять решение усыновить легко. Но родителям тоже нужна помощь – психологическая, педагогическая, чтобы наладить контакт с ребенком, чтобы создать необходимую доверительную семейную атмосферу.

Впервые Школа приемных родителей открылась у нас более семи лет назад. Как правило, она работала при органах опеки, в детских домах – по своим индивидуальным программам, не было каких-то общих наработок, было ноу-хау, но результаты не те… Сейчас это единая профессиональная служба – 44 центра в каждом муниципалитете, где есть штатные психологи, педагоги, юристы, медицинские работники. Желающие принять на воспитание ребенка получают здесь не только теоретические, но и практические знания. Есть индивидуальное консультирование. Подготовка занимает не больше двух месяцев, можно учиться дистанционно. А в группе обычно не более 25 человек».

В Краснодарском крае функции по подготовке граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, в настоящее время возложены на специалистов обособленных подразделений отдела организации работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой методический центр». Такие подразделения с декабря 2013 года появились во всех муниципальных образованиях края. В Крыловском районе в обособленном подразделении работают специалисты Л.Г. Волик и Н.А. Кочанова. Основные направления в их работе – психолого-педагогическая и правовая подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также работа с населением, направленная на укрепление семьи и пропаганду семейных ценностей. За прошедшее время со дня открытия Школы приемных родителей в Крыловском районе прошли обучение 25 человек, 23 – получили свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории РФ. На данный момент проходят обучение семь человек, четверо подали заявления, изъявив желание пройти курсы.

Любовь приходит сама

«Помню, как несколько лет назад, когда детские дома были еще переполнены, мы пригласили безработных учителей, которые стояли на бирже труда, поехать навестить детей в детдома. И многие из них просто не могли остаться в стороне и решались на усыновление. Когда видишь ребенка в детском доме и в душе загорается искра, появляется желание обогреть этого ребенка, позаботиться о нем – вот это и есть любовь. Научить этому невозможно, это идет от сердца. Любовь приходит сама, с первого взгляда, и она же помогает преодолевать все сложности. Понятно, что их будет немало, как и во всех семьях, – делится воспоминаниями Галина Золина. – Дети в детских домах не привыкли к семейному укладу. И наша задача – параллельно работать и с ребенком, и с его будущими мамой и папой. Подготовить обе стороны к совместному проживанию, к общению, к различным спорным вопросам, которые, конечно же, будут.

Сегодня наработок в этом плане огромное количество, издано множество методических пособий и сборников упражнений для школ приемных родителей. В этих материалах предлагаются проработки тех или иных детских травм, проблем, сомнений. Мы плотно работаем непосредственно и с сотрудниками детских домов. Полученные знания помогают им грамотно подготовить ребенка к устройству в семью.

Также мы развиваем инновационные формы работы – «Гостевые семьи сотрудников», «Шефство», «Работа с кровной семьей». Мы не раз приглашали студентов навестить ребят в детских домах. И были случаи, когда после таких визитов многих воспитанников сначала брали погостить на выходные, каникулы, а потом усыновляли. Нужно проводить большую работу, использовать все возможности. Тогда и результат будет хороший».

Кроме того, что Школы приемных родителей призваны помогать обеим сторонам, они должны «сканировать» будущих мам и пап на предмет готовности к усыновлению, объясняет далее вице-губернатор. «В школы в начале этого года обратилось больше тысячи человек. 37 были отчислены еще в начале пути – после психологической диагностики личности. Это обязательное условие при прохождении обучения кандидатов в замещающие родители. Такая диагностика позволяет отсеять немотивированных, сомневающихся, психологически не готовых к грузу ответственности людей. Или, что еще страшнее, не любящих детей.

Ежегодно в Школах приемных родителей учатся порядка 1500 человек. Всего за время их работы занятия прошли более восьми тысяч кубанцев. Четыре тысячи из них приняли в семьи 4700 детей. Хочу подчеркнуть, что за 2014 год в детский дом был возвращен только один ребенок. И связано это было со смертью его опекуна, но такое, как вы понимаете, невозможно предусмотреть.

Мы добились главного – того, ради чего работали, наверное, все последнее десятилетие. Отношение к приемным детям изменилось в корне. К ним сегодня не относятся как к чужим. Сегодня общество взяло на себя ответственность за ребенка, которому плохо. Сухая статистика: в 2001 году 40 детских домов Кубани были переполнены, и лишь два ребенка – усыновлены. А в 2015-м в крае останется только пять детдомов, причем все они – семейного типа, где в одной комнате будут жить по шесть-восемь ребятишек, а присматривать за ними будет мама-воспитатель. Остальные детдома мы закрываем – они нам просто не нужны. Сейчас у нас есть даже «очередь» – около 700 семей готовы взять из роддома ребеночка-отказника. Готовы дать ему родительскую любовь, окружить вниманием, показать, что такое семья, взаимоотношения между близкими, дать детям нормальную социализацию. Ведь приемные родители стараются не только одеть-накормить, но и воспитать душевные качества, гармоничное отношение к людям, к жизни, к браку. Учат правильно распоряжаться деньгами, планировать бюджет, выбирая что-то важное. Чтобы потом, когда у детей появятся уже свои семьи, не растеряться».

Родители много вкладывают в приемных детей. Кубань одним из первых регионов стала поддерживать приемные семьи именно материально, причем, весьма ощутимо, и это – нормальная практика, считает Галина Золина. «Если семья хочет усыновить ребенка, нужно ее поддержать. Поэтому по решению главы региона на каждого усыновленного ребенка семье из краевого бюджета выплачивается единовременное пособие – 300 тысяч рублей. А при усыновлении ребенка-инвалида – 500 тысяч рублей. И сейчас у нас уже 60% детей-инвалидов воспитываются в замещающих семьях. В целом, на материальную поддержку всех форм семейного устройства в краевом бюджете предусмотрено два миллиарда рублей.

Но даже при всех наших результатах край не гонится за статистикой, ведь речь идет о судьбе человека. Мы не просто определяем ребенка в семью. Почувствуйте разницу: мы ищем лучшую семью для каждого конкретного малыша. Это новый формат, и на наш взгляд, он очень правильный».

Как здорово, что есть семья, которая от бед хранит

Краевая политика в отношении обучения родителей – не просто официальная программа, план работы по определению детей, нуждающихся в родителях, это – зов сердца людей, которые прилагают все силы ради счастья семей, в которых появляются такие ребятишки. О том, что такое семья и можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи, в чем видят свое счастье дети, – вопросы, на которые человек пытается ответить в течение всей жизни, – рассказывает Л.Г. Волик, специалист обособленного подразделения Краевого методического центра.

«Именно семья является своего рода убежищем, позволяющим пережить человеку трудности и невзгоды. Маленькому человеку особенно необходимо ощущать себя нужным и понятым. А еще хочется ласки и ответной любви, хочется быстрее вернуться домой и увидеть родные глаза, которые с нетерпением ждут. Человек, даже взрослый (не говоря уже о ребенке), чувствует себя отлично только тогда, когда знает, что в семье его ценят и понимают, им дорожат, а случится беда – всегда помогут близкие люди.

Но как же быть тем, у кого нет семьи? Ведь в жизни случаются разные ситуации: кто-то в детстве теряет своих близких, а кто-то с рождения не знает ничего о своей семье. Очень важно, чтобы в этот период жизни рядом с ребенком находился взрослый, который стал бы для него родителем, другом, любящим человеком, готовым помочь и научить.

Не секрет, что воспитание ребенка-сироты или ребенка, оставшегося по различным причинам без попечения родителей, в детских домах и интернатных учреждениях при всех своих положительных моментах приводит к многочисленным негативным последствиям, ведь детям в первую очередь необходимы любящие родители.

Поэтому в современной России в течение последних десятилетий убеждение, что ребенок должен воспитываться в семье, стало основой организации помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При невозможности сохранения связи с кровной семьей для социального развития ребенка признается эффективной такая форма их устройства, как замещающая семья. Многолетняя практика показывает, что дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, лучше проходят социальную адаптацию, значительно улучшают успехи в учебе, приобретают навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены, чем те дети, которые воспитываются в детских домах и интернатных учреждениях.

В настоящее время достаточно много людей, которые не остаются в стороне от дет-ских проблем и готовы стать такой любящей и заботливой семьей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Но решение принять ребенка в семью должно быть не спонтанным, не принятым в результате всплеска эмоций, а хорошо продуманным и взвешенным. Во время обучения в Школе приемных родителей потенциальные приемные родители знакомятся с существующими формами жизнеустройства детей в семьи, правами и обязанностями замещающих родителей и ребенка, принятого в семью, проходят обучение по вопросам психологической готовности, изучения особенностей своего характера и характера ребенка, развития у них таких важных для воспитания ребенка качеств, как терпение, лояльность, ответственность, психологическая гибкость, готовность принять маленького человека таким, какой он есть. Самое главное для приемных родителей — внутренняя готовность, решимость оставаться рядом с ребенком, быть с ним вместе, что бы ни случилось. И, взяв на себя ответственность за жизнь, здоровье и психическое развитие малыша, необходимо помнить, что он не игрушка, которую можно взять на время. Это человек, который имеет свой характер, свои интересы и особенности.

Конечно, вхождение воспитанника детского дома в семью – это непростой процесс как для него самого, так и для всей семьи. В сложных ситуациях нужно вовремя поддержать приемных родителей, помочь им принять ребенка таким, какой он есть. Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи порой является гарантом ее сохранения. Это кропотливая ежедневная работа с семьей, ее ближайшим окружением. Ведь в замещающей семье, как в любой обычной, неминуемо возникают разные проблемы, которые надо решать грамотно, рассудительно, без накала страстей.

Мы очень хотим, чтобы как можно больше детей, не имеющих возможности жить со своими кровными родителями, все-таки обрели семью, помочь кому-то осуществить мечту о принятии ребенка в семью, – заключает Любовь Григорьевна. – Ведь семья – это так важно для каждого человека!»

Сказка про то, как аист ошибся адресом

Многие родители, решаясь взять приемного ребенка, стараются скрыть это, не хотят выносить на обозрение. Многими движет не столько скромность, сколько страх, что скажут в обществе, как отнесется окружение к таким переменам в их семье. К сожалению, сегодня все еще сохраняется предвзятое отношение и к таким родителям, и, в особенности, к детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей. Но скрыть прием нового члена в свою семью чаще всего невозможно, и потому столкнуться с проблемами, готовы к этому родители или нет, придется. Но так быть не должно: и родителям, и всему обществу необходимо понять, что в понятиях «замещающая семья», «приемный ребенок» не только нет ничего постыдного, но заключен не меньший смысл, чем в словах «родной», «дорогой», «близкий». Сегодня – время меняться самим, время воспитывать поколение, для которого не будет чужих детей для всех без исключения. К сожалению, пока такие исключения есть. О том, как преодолеть подобного рода проблемы, будущим родителям детей, оставшихся без попечения кровных мам и пап, и рассказывают в Школах приемных родителей. В разных формах, в том числе и в сказках, которые порой могут выразить и передать больше, чем самая длинная и серьезная лекция о любви и поддержке. Вот одна из таких сказок – написанная приемной мамой, Оксаной П., под названием «Как аист ошибся адресом».

«Всем мамам и папам их деток приносят аисты. Настоящие мамы и папы очень радуются, когда видят в окошко, как к ним летит аист и несет в длинном клюве их долгожданного малыша. Но иногда бывает, что аисты сбиваются с пути, ошибаются адресом или приносят детей не тем, кому надо. И тогда эти птицы относят малышей в специальные домики, где их обязательно должны найти их настоящие мамы и папы.

Одним чудесным осенним утром самый большой и красивый аист подхватил самого лучшего Малыша на свете и понес к Маме и Папе. Но тут поднялся сильный ветер, и аист выронил листочек с правильным адресом родителей Малыша. А Папа и Мама уже почувствовали, что их сынок где-то заблудился. Каждый день они вглядывались в небо: не покажется ли аист, который несет их Малыша. А аист, не найдя правильный адрес папы и мамы, отнес Малыша в специальный домик, где живут дети, у которых пока нет мам и пап. Каждое утро все детки с надеждой смотрели на дверь: вдруг она откроется, и придут их родители? Малыш тоже ждал своих Маму и Папу. Конечно, в этом домике были тети, которые заботились о детках. Но разве они могли заменить Маму? Тети кормили ребят вкусной кашей. Но разве может быть вкусной каша, которую сварила не Мама? Тети играли с детками в разные игры. Но разве может быть интересной игра без Мамы и Папы? В спальне у ребят стояли красивые кроватки. Но разве уютно спать даже на самых красивых кроватках, если не Мама укроет одеяльцем и не Папа поцелует в носик? И Малыш очень ждал, когда же Мама и Папа найдут его.

Как-то под Новый год все ребята просили Деда Мороза исполнить их желания. Один мальчик хотел получить в подарок большую машину, одна девочка – красивую куклу. А Малыш попросил Деда Мороза, чтобы он, наконец, помог Маме и Папе найти его. Все знают, что Дедушка Мороз очень добрый и всегда старается выполнить просьбы детей. И он написал письмо родителям Малыша о том, что их ждет маленький сынок и что ему очень грустно жить без Мамы и Папы. Как только родители Малыша получили конверт от Деда Мороза, они тут же поехали в этот домик. Они вошли в комнату, где было много детей, но они тут же узнали своего сыночка. А сердечко Малыша почувствовало, что это пришли за ним его настоящие Мама и Папа. И они все вместе поехали домой. И с этого дня они никогда не расставались. Ведь только теперь они стали настоящей семьей».

Эту сказку мама Оксана сочинила для своего двухлетнего сына Мишеньки. Теперь Мише пять лет, а эту сказку рассказывают для своих малышей много-много мам и пап. Для малышей, у которых аист тоже был не совсем точен и не сразу нашел дорожку в настоящий родительский дом. И так повелось, что появилась новая хорошая традиция – отмечать праздник День аиста. Это как второй день рождения. День, когда малыш обрел свою настоящую семью.

«Ни кола, ни двора» – уходит в прошлое

Трудно создавать семью, воспитывать детей, не имея собственного опыта в этих вопросах. Тем не менее, многие выпускники создают хорошие семьи, налаживают жизнь, быт. И главное здесь, конечно, собственное жилье.

Ситуация с обеспечением детей-сирот квартирами в разных регионах России складывается по-разному. «У нас в крае были такие же проблемы, как и в других регионах, – тысячи ребят нуждались в жилье, – разъясняет сложившуюся ситуацию Галина Золина. – Несколько лет назад во время очередной поездки в детский дом Александр Ткачев, разговаривая с выпускниками, спросил, как они видят в будущем свои семьи. И один парень, потупив глаза, сказал: «Девчонок наших охотно замуж берут – они хорошие хозяйки. А за нас что идти – у нас ни кола, ни двора».

Эти слова сироты запали в душу губернатору, и решено было прекратить практику покупки жилья для детей-сирот на вторичном рынке. А в бюджете кратно увеличили финансирование строительства комфортных домов для детей-сирот. Была также учреждена краевая целевая программа «Дети Кубани». Благодаря ей за последние четыре года пять тысяч кубанских сирот уже отметили долгожданное новоселье. В ближайшие четыре года еще десять миллиардов рублей пойдет на приобретение и строительство двух тысяч квартир для детей-сирот.

Недавно в Отрадненском и Белореченском районах открыли свои двери сразу несколько новых трехэтажных домов. Их построили специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем там есть все – облагорожена придомовая территория, есть детская площадка. Планируется в ближайшее время сдача еще нескольких новостроек. И так, подчеркну, работают все муниципалитеты края, строительство домов ведется по всей Кубани. Потому что обеспечение жильем сирот – одно из приоритетных направлений работы в крае, этот вопрос находится под личным контролем главы региона. Ведь эти дети и так были обделены родительским вниманием и любовью. И нужно сделать все, чтобы у каждого из них был свой дом, полный тепла и уюта, много счастливых детей. Была настоящая кубанская семья!»

– Хочу детей своих любить!
– Так то своих! – мне скажет кто-то.
И не поймет чудак, что «свой»
Мне станет сын приемный МОЙ.
Ведь нет чужих детей на свете,
Есть только просто – НАШИ ДЕТИ!

(Из «Размышлений приемной мамы»).

Ю. Яковенко.

Если вы имеете желание и возможность стать замещающими родителями, приглашаем пройти обучение в «Школе приемных родителей»! Все заинтересовавшиеся могут обратиться за консультацией в обособленное подразделение отдела организации работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ГБУКК «Краевой методический центр», которое расположено в здании администрации МО Крыловский район по адресу: ст. Крыловская, ул. Орджоникидзе, 43, кабинет № 65, телефон 31-0-21.

Следующий материал

Все для детей – по-другому никак

Сложностей в том, чтобы быть многодетными родителями, супруги Чуйковы не видят В семье Ирины и Виктора Чуйковых из станицы Октябрьской растет трое спортивных мальчишек. Занятия физической культурой здесь не просто увлечение, а почти семейная традиция.

Подробнее

«Моя семья мне дорога, я за нее в огонь и в воду»

Объявление 2024-го Годом семьи – важное событие для всей России. На минувшей неделе ему официально дали старт в крае и нашем районе. Крепкая семья – залог стабильности и процветания общества. Все внимание теперь направлено на сохранение ее традиционных ценностей. К ним относится любовь, верность, взаимное уважение и поддержка. Все это есть в семье Дарьи и Сергея Гавриленко, жителей станицы Крыловской.

Подробнее

Проект «Всей семьей» набирает обороты

В конце прошлого года в России стартовал большой проект «Всей семьей», приуроченный к объявленному президентом Году семьи, направленный на укрепление традиционных семейных ценностей.

Подробнее

Защита от одиночества – приемная семья

Семья – это маленькая вселенная со своими законами и порядками. В ней рождаются и вырастают дети, передаются традиции и жизненный опыт. Если в семье все хорошо, то человеку гораздо легче переносить жизненные трудности и неурядицы, у него есть стимул развиваться, добиваться поставленных целей.

Подробнее

Внимание семьям – круглый год

Вопросами установления опеки (попечительства), усыновления ребенка, защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а также отдыха и оздоровления детей нашего района занимаются специалисты отдела по вопросам семьи и детства, руководит которым на протяжении многих лет Валентина Вербовая.

Подробнее

«Просто некогда быть несчастной»

«Я считаю, что многодетная семья сегодня – это подвиг родителей и восхищаюсь такими людьми! Для меня эта тема очень трепетна. Лично знаю семью Морозовых из хутора Тверского. Не раз бывала у них в гостях. Как ни приду, в доме всегда чисто, девочки с косичками и бантиками. Вкусно пахнет, потому что Татьяна – хорошая хозяйка: и приготовит, и что-нибудь испечет, и к столу пригласит! А Сергея дома не застанешь, он допоздна работает, чтобы обеспечивать семью», – так о многодетной семье Морозовых из хутора Тверского говорит их родственница, эксперт администрации Новопашковского сельского поселения Валентина Седышева.

Подробнее

Учеба + воспитание

Новые векторы в системе воспитания обсудили на краевом августовском совещании советники директоров по воспитанию.

Подробнее

Мы вместе – спортивные и активные

Фестиваль – самая доступная часть проекта Российского футбольного союза «Футбол в школе». В нем участвуют все желающие школы и детские сады. Коллектив детского сада № 5 ст. Крыловская с поистине спортивным азартом включился в мероприятия данного фестиваля, тем более, что он стал участником краевого пилотного проекта по раннему физическому развитию детей дошкольного возраста «Стань чемпионом».

Подробнее

Когда желание жить и строить свое счастье сильнее

В последнее время значимость создания здоровой семьи довольно сильно пошатнулась в европейском понимании. А между тем в России узы брака до сих пор свято ценятся, где роль главы и отца семейства отводится мужчине, а роль матери – женщине. И никак иначе. Но семья это не только муж и жена. Их дети являются продолжением рода, результатом их любви.

Подробнее

Родители – добрые ангелы-хранители

Возможно, со стороны это обыкновенная семья, как у всех, ничего особенного, Но именно на таких семьях-тружениках, где каждый с малых лет приучен к труду, уважительному отношению к старшим, отзывчивости, доброте и душевному теплу и держится наша Россия.

Подробнее