У органов, регулирующих трудовые отношения, богатая история. В частности, в нашей стране еще до революции существовали частные посредники и биржи труда, сводившие работников и нанимателей: «Частная посредническая контора по трудоустройству», «Работный дом», «Бюро по трудоустройству»… В конце XIX в. даже возникло общественное движение, деятели которого считали необходимым создание некоммерческих бирж, но воплощению идеи помешала высокая конкуренция. В начале прошлого века появились учреждения, занимающиеся поиском рабочих мест и подбором персонала, деятельность которых регулировали губернаторы. В августе 1917 года был принят первый закон, касающийся занятости населения…
Однако, в новейшей истории Днем работников службы занятости принято считать 19 апреля, именно в этот день в 1991 году в нашей стране был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации».
О том, как сегодня живет и над чем работает коллектив центра занятости населения Крыловского района, мы узнали, побывав у него в гостях. На что нельзя не обратить внимание – здесь очень спокойная, доброжелательная атмосфера. Хотя изначально большая часть посетителей идет сюда с проблемами, как говорится, не от хорошей жизни и не в самом лучшем настроении. Но негатив остается где-то за дверью. Как говорят сами сотрудники центра, это заслуга руководителя Н.А. Трубовой: с одной стороны она начальник, требующий от подчиненных выполнения обязанностей и понимания, что они работают для людей; с другой стороны – очень позитивный человек, сумевший сплотить коллектив. «Сюда просто приятно приходить на работу, а это очень важно, когда на работу хочется идти, – говорит начальник отдела трудоустройства, спецпрограмм и профобучения Л.Н. Мовсесян. – У нас очень дружный коллектив, мы вместе отмечаем дни рождения, праздники, выезжаем на экскурсии (это уже традиция и ввела ее Наталья Алексеевна), все это сплачивает, в неформальной обстановке раскрывается творческий потенциал сотрудников, потом это помогает в работе. В то же время отношения у нас не панибратские, а очень уважительные».
В центре занятости два отдела: трудоустройства, спецпрограмм и профобучения и трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями. Один работает с теми, кто ищет работу, другой – с теми, кто ее предоставляет. В то же время четкого разграничения «это моя работа, а это твоя» нет, есть общее дело, общие задачи, к решению которых в случае необходимости подключаются все. Без такого подхода невозможна реализация ряда государственных программ.
Работу первого, из упомянутых нами отделов, координирует Л.Н. Мовсесян. Это на ней оперативное управление и контроль за полнотой и качеством выполнения всех операций. Главный специалист отдела Т.А. Просолова занимается трудоустройством несовершеннолетних, взаимодействует со всеми службами системы профилактики, организует профобучение граждан. «О Тамаре Александровне хочется сказать особо, – говорит Н.А. Трубова. – Она работает в сфере занятости больше 20 лет, имеет огромный опыт и всегда может прийти на помощь. Она тактична и отзывчива, подход найдет к любому». Первичный прием граждан ведет Е.В. Воронина, именно от нее зависит, какое мнение о службе изначально сложится у клиента, потому что именно она информирует обо всех услугах, которые может оказать центр. Вторичным приемом занимается ведущий специалист Е.А. Козлитина, она работает как психолог: поддерживает, помогает пройти социальную адаптацию, научит, как правильно составить резюме и пройти собеседование. Человек, от которого зависит бесперебойная деятельность всей службы, – ведущий специалист, системный администратор С.А. Некоз. На нем техническое и административное обеспечение, однако он владеет навыками работы не только по своему направлению и всегда готов помочь другим специалистам.
Отдел трудовых отношений – как третейский судья в отношениях работник-работодатель, его сотрудники должны, следуя закону, понять каждую из сторон, защитить трудовые права, рассказать, как организовать трудовой процесс, чтобы избежать нарушений. Всю специфику этой работы в тонкостях знает начальник отдела О.Г. Мироненко. Некоторое время назад, когда объем работы был меньше, все направления она вела сама. Сейчас под ее руководством трудятся: главный специалист О.О. Котов, который занимается регистрацией коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда, консультирует по вопросам трудовых отношений, занимается мониторингом задержек заработной платы, участвует в контрольно-надзорных мероприятиях; ведущий специалист Н.В. Вербовой, сфера деятельности которого – охрана труда, мониторинг условий труда на предприятиях и в организациях, консультативная и методическая помощь по этим направлениям; ведущий специалист по взаимодействию с работодателями И.В. Жихарев, который ведет работу по реализуемым государственным программам.
Финансовое обеспечение деятельности всей организации, а также полнота и качество выплаты всех социальных гарантий безработным гражданам требуют оперативности и точности. Эти обязанности лежат на плечах главного бухгалтера Е.Б. Афанасенко и бухгалтера Л.Н. Гладыш.
«Обязательно напишите о нашем водителе, – говорят специалисты. – Максим в службе занятости больше 10 лет. Ездить приходится много и по краю, и по району, у него всегда готов транспорт, он все учитывает в любое время и в любую погоду. Безотказный человек, всегда готов помочь», – так лестно коллеги отзываются о М.В. Костенко.
«Коллектив у нас молодой, – говорит о своих сотрудниках Н.А. Трубова, – но с большим потенциалом. О каждом можно сказать, что он грамотный специалист, доброжелательный и общительный человек. Кроме того, у всех хорошее чувство юмора. Даже если много сложной, рутинной работы, умеют разрядить обстановку. Приятно работать с такими людьми. В первом квартале этого года у нас прошел опрос 253 респондентов, получателей услуг ГКУ КК «ЦЗН Крыловского района», из них 186 граждане и 67 – работодатели. Количество удовлетворенных услугами составило 97,2% от общего числа опрошенных. Большинство опрошенных респондентов – 236 – удовлетворены полнотой и качеством информирования получателей государственных услуг, по сравнению с прошлым годом число неудовлетворенных качеством оказанных услуг снизилось».
Свой небольшой опрос провели и мы: за время пребывания в центре занятости побеседовали с пятью посетителями, один из которых – руководитель предприятия, которому требуются работники, трое – жители Новопашковского и Кугоейского поселений, находятся в поисках работы, одна жительница Крыловской пришла сняться с учета, потому что нашла работу. «Как хорошо, что у нас есть организация, которая может поддержать в трудную минуту», – говорит она. Одна из женщин сказала просто, но в точку: «Бывает, придешь в организацию, специалист поговорит с тобой так заумно, что уходишь и не понимаешь: тебя проконсультировали или просто отмахнулись. А здесь все доступно». Все, с кем мы говорили, о работе специалистов отзывались исключительно положительно: «доброжелательные», «они всегда с улыбкой – и самому улыбнуться хочется», «внимательные, работают без суеты, без спешки, но быстро».
М. Любченко.