RSS Российская газета
Новости

Ваш ребенок мало ползает? Нужна гимнастика мозга!

Метки: |


Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи

В последние годы возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. Речевое и моторное развитие детей тесно взаимосвязано. Часто дети с нарушениями речи позже начинают ходить, не ползают или ползают очень мало, не любят рисовать, вырезать ножницами, то есть у них страдает как мелкая, так и общая моторика. Можно наблюдать, как некоторые дети приставным шагом идут по лестнице, не умеют прыгать поскоками. Среди них чаще встречаются левши и дети с нарушением координации, у которых не сформирована ведущая рука или дефицитарно развита одна половина тела. Таким детям особенно полезны упражнения образовательной кинесиологии, использующей специально организованные движения для оптимизации деятельности мозга и тела.

Гимнастика мозга – базовый курс кинесиологии – была разработана Полом и Гейлом Деннисонами для детей с трудностями чтения и распространилась на снятие их стрессовых реакций при работе со взрослыми в любом виде деятельности.

Гимнастика мозга включает в себя нейрофизиологию, нейролингвистику, элементы йоги, танцевальную терапию, напоминающие естественные движения человека, иногда хорошо забытые, поскольку в ее основе лежат движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов. Перекрестные движения позволяют активизировать мозолистое тело, отвечающее за межполушарное взаимодействие. Они особенно полезны детям с разными видами левшества, а также тем, у кого еще не сформировалась ведущая рука и нарушены моторика и координация движений.

Упражнения гимнастики мозга проводятся в виде физкультминуток или как самостоятельная часть занятий. Это упражнения: «Перекрестные шаги» (дети шагают, касаясь правой рукой левого колена, левой рукой – правого); «Плечо -пояс» (правую руку кладут на плечо, левую на пояс, затем наоборот); Локотки» (правая рука указывает на левый локоть, левая – на правый); «Как мы себя любим» (где также чередуются движения правой и левой рук) и другие.

«Если кошку не гладить, у нее высохнет спинной мозг», – гласит английская пословица. Поэтому поглаживание – элемент массажа, который может и должен усвоить любой человек, любая мать. Каждый ребенок с раннего детства должен получать свою долю массажа, в том числе и ласки близких ему людей. Лечебный массаж также эффективен при самых различных состояниях. Он уменьшает тревогу и проявления депрессии, облегчает боль и способствует увеличению массы тела недоношенных новорожденных. После проведения массажа у всех детей отмечено значительное улучшение.

Известно, что ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволит: выработать правильное речевое дыхание; стабилизировать общий тонус организма; развить общую, мелкую, артикуляционную моторику; улучшить фонематический слух и ритмико-интонационную сторону речи; повысить речевую активность.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечивает надлежащий уровень здоровья детей.

Но самым главным является то, что речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребенка раннего возраста наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и заботливых родителей. Лишь постоянное, последовательное и адекватное по способностям и потребностям ребенка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат.

Т. Подобная, учитель-логопед МАДОУ № 20.

Мастер-класс для воспитателей

Речь – одна из важнейших психических функций, оказывающая влияние на общее развитие ребенка. Учить красивой речи, учить весело и увлеченно, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребенок талантлив и успешен – основная задача логопеда. Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Важно сделать их не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Именно поэтому 13 февраля учитель-логопед Е.А. Волковская в детском саду № 5 провела для воспитателей мастер-класс «Как развивать фонематический слух?».

Воспитатели с большим интересом попробовали себя в роли ребятишек и прошли шесть уровней развития фонематического восприятия.

Несложная система игр позволит воспитателям самостоятельно и продуктивно помочь ребенку избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений.

А главное, мастер-класс помог им понять важность развития фонематического восприятия и научиться, как правильно его развивать.

Т. Хорунжая, воспитатель д/с «Светлячок».

Авангард-14-03-2014 № 32 (10225)

Читайте также
После всех мероприятий обед кажется особенно вкусным. | Скучать ребятам некогда
Скучать ребятам некогда
  • 23 Июн 2025

Каждый день в лагере СОШ №1 расписан по минутам Весело и активно началось лето для ребят лагеря дневного пребывания первой школы. Каждый день расписан буквально по минутам: мероприятия, встречи, конкурсы, мастер-классы.

Дети с удовольствием играют в воздушный футбол. | По пути здоровья веди ребенка за собой
По пути здоровья веди ребенка за собой
  • 07 Июн 2025

Воспитатели «Светлячка» поделись опытом работы В конце мая детский сад №5 «Светлячок» станицы Крыловской встречал гостей. Юные корреспонденты – Александра Артеменко и Мария Дьякова – брали у всех короткое интервью и провожали на регистрацию. В этот день в учреждении прошла стажировка краевой инновационной площадки «Академия здоровья – центр раннего физического развития детей по теме «Эффективные методы и способы информирования родителей о раннем физическом развитии детей дошкольного возраста».

Казачата подготовительной группы: Егор Балюк, Дарина Зыкова, Диана Пономарева и Матвей Науменко. | Для бойцов – с огоньком
Для бойцов – с огоньком
  • 06 Июн 2025

Казачата с воспитателями делают спички для бойцов СВО Воспитанники и работники казачьего детского сада №6 станицы Октябрьской начали изготавливать спички длительного горения для российских бойцов в зону СВО.

 | «Зарничка» для дошколят
«Зарничка» для дошколят
  • 14 Май 2025

В преддверии Дня Победы в детском саду комбинированного вида № 4 станицы Крыловской прошла традиционная военно-спортивная игра «Зарничка», в которой приняли участие воспитанники всех детских садов нашего района.

 | Парад победы в светлый май
Парад победы в светлый май
  • 12 Май 2025

В преддверии 9 Мая в детском саду «Светлячок» станицы Крыловской прошел парад Победы, командовал которым ветеран войны в Афганистане Юрий Панченко. В гости к детям пришли ветераны труда Валентина Тарасова и Зоя Борисенко.

 | Сирень сорок пятого года
Сирень сорок пятого года
  • 11 Май 2025

В преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в отделении психолого-педагогической реабилитации Крыловского центра реабилитации инвалидов прошел мастер-класс «Сирень сорок пятого года».

Воспитанники подготовительной группы Иван Попко, Матвей Дубич и Титал Озманян. | С гордостью за защитников
С гордостью за защитников
  • 05 Май 2025

Детсадовцы передали посылку солдатам В казачьем детском саду №6 станицы Октябрьской состоялась встреча с участниками волонтерского движения «Zа Победу», «За Русича» Виталием Гришко и Алексеем Сухановым.

 | Цветы от дошколят
Цветы от дошколят
  • 01 Май 2025

В Международной акции «Сад памяти» приняли участие воспитанники детского сада №4 («Ивушка») станицы Крыловской.

 | В детском саду №5 состоялась встреча с участниками хора ветеранов «А годы летят»
В детском саду №5 состоялась встреча с участниками хора ветеранов «А годы летят»
  • 17 Апр 2025

В детском саду №5 станицы Крыловской  состоялась особенная и очень трогательная встреча с участниками хора ветеранов «А годы летят».

Воспитанники старшей и средней групп за станком для плетения маскировочных сетей. | Каждый узелок – за победу
Каждый узелок – за победу
  • 04 Апр 2025

Дошколят научили плести масксети В октябрьский детсад №6 пришли волонтеры группы «Zа Победу – За Русичей». В этой группе родственники наших бойцов и все желающие помогают солдатам, находящимся на СВО, в том числе плетут масксети.

Гость рассказал дошкольникам о службе и боевом братстве. | Наш земляк – настоящий герой!
Наш земляк – настоящий герой!
  • 01 Апр 2025

В казачьем детском саду №6 станицы Октябрьской состоялась встреча, которую очень ждали дошколята. К ним в гости пришел участник специальной военной операции с позывным Панда.

 | «Читать. Знать. Помнить»
«Читать. Знать. Помнить»
  • 30 Мар 2025

В Октябрьской библиотеке, филиал №1, прошла литературно-игровая программа «Читать. Знать. Помнить».