Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и удивительным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? На помощь воспитателю в решении этих вопросов приходит театрализованная деятельность.
Самый доступный и любимый вид театра в нашей группе – кукольный, представлен у нас несколькими видами: настольным, пальчиковым, театром ложек, конусным, плоскостным, магнитным и театром масок. Ведь в возрасте двух-трех лет малыши живо интересуются играми с куклой, их занимают небольшие сюжеты, показанные воспитателем, и они с удовольствием выражают свои эмоции. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и принимают ее как близкого друга. А если этот друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поет, смеется и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Крайне важно его воспитательное и познавательное значение: с его помощью можно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия, что очень полезно именно в этом возрасте.
Я использую театрализацию в разные режимные моменты. Например, персонаж-кукла показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем, во время еды в гости к детям приходит Девочка-припевочка и подсказывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, иногда перед сном поет колыбельную. Появление персонажа-игрушки во время занятий, при организации сюжетно-ролевых, подвижных игр – всегда сюрприз.
Разыгрывая небольшие кукольные инсценировки, надо стараться вызвать у детей желание включаться в спектакль. Например, спеть вместе с колобком его песенку или закончить фразу персонажа сказки «Теремок»: «Я мышка-…». После представления ребята берут «артистов», рассматривают и играют с ними. Так, незаметно для себя, малыши от наблюдения за постановкой переходят к самостоятельной игровой деятельности.
Думаю, главное, занимаясь с детьми театром, стараться делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества.
Е. Недолугая, воспитатель детского сада «Василек».