Если попытаться рассказать о бюджетной комиссии районного Совета депутатов языком, понятным каждому простому жителю, то её можно сравнить с сердцем, без которого жить нельзя, которое разгоняет финансовые потоки туда, где они нужнее. Именно такую аналогию провёл её председатель Ю.В. Токмак в разговоре о работе комиссии:
– Всего в состав комиссии входят три человека, работаем мы вместе с Татьяной Николаевной Якуниной и Николаем Николаевичем Глянь. При этом работа бюджетной комиссии одна из самых напряжённых, особенно когда принимается бюджет на год, тогда приходится проводить по нескольку заседаний, уточняя и решая вопросы распределения средств с составителями бюджета, учитывая, что денег всегда не хватает. В это время идёт особенно много писем от различных организаций с просьбами учесть их потребности, хотя в бюджет они не включены.
То есть основная задача бюджетной комиссии – найти и изыскать средства. Всё уже поделено и распределено, но тем не менее надо найти средства и направить их туда, где они необходимы.
Сейчас работа депутатов строится иначе, нежели раньше, что обусловлено выстраиванием вертикали власти: приняты новые законы, дающие больше полномочий исполнительной власти. Так, администрация теперь может самостоятельно передвигать средства по своим статьям расходов, не согласовывая эти решения с депутатами. И по сравнению с предыдущими созывами наша деятельность уже не так активна: как орган власти мы утратили то значение, что было прежде. Тем не менее, мы работаем в рамках своих полномочий, распределяя средства по принципу необходимости.
В первую очередь во главу угла ставится зарплата, что бы ни происходило. Сейчас постоянно вводятся новые требования, лицензирование. Например, есть определённые требования по хранению медикаментов, в состав которых входят наркотические вещества: они должны храниться в сейфе, за решёткой. Решётка соответствует всем требованиям, но спустя несколько лет после того, как её поставили, вышло предписание, что изготавливать эти решётки может только организация, имеющая лицензию. Решётку надо менять, а средства на это пошли из бюджета. У врача сейчас должен быть не только диплом, но и сертификат, и больница тоже должна иметь лицензию на те виды деятельности, которые оказывает – эти затраты тоже ложатся на бюджет. И таких моментов множество. Но средства в первую очередь мы дадим не на лицензии, а на зарплату, скажем, воспитателям или другим бюджетникам, потому что решётки, лицензии могут подождать, а людям надо содержать семьи, дома, бесплатно им никто ничего не даст и никаких услуг не окажет. От этого, если хотите, зависит жизнь. Поэтому в первую очередь думаем о хлебе насущном для людей.
Во вторую очередь ищем средства на программы софинансирования. Например, строится спорткомплекс – край даёт 25 миллионов, а району надо найти пять. Выгодно? Очень выгодно! Вложив мало, мы получаем много. По программам софинансирования что-то строится ежегодно. Своими силами район этого не сделал бы. Мы должны вкладывать небольшую часть, но и эту небольшую часть где-то надо найти, «от кого-то» оторвать, кому-то недодать. Другой вопрос, как потом используется то, что было построено, те же спортивные площадки. Посмотрите, в каком состоянии площадка на улице Западной: её разломали и растащили. Может, я пойду против общего мнения, высказывая своё, но нужны ли в таком количестве спортивные сооружения, которые потом не работают?
На третьем месте из того, что учитывается при работе бюджетной комиссии, – экстренные ситуации. Например, приходит директор школы, которому надо детей отправить в лагерь, а денег на это нет. Казалось бы, нет так нет… Если бы речь шла о взрослых, и разговора не было бы, но это же дети и они очень хотят поехать. Как отказать? Снова ищем, где «оторвать». На то, чтобы куда-то доставить детей, средства приходится выделять часто, несмотря на тотальный дефицит.
На что ещё мы очень охотно выделяем средства – на благоустройство. Ремонт дорог, уличного освещения – полномочия не района, а сельских поселений. Но у нас есть программа содействия сельским поселениям, благодаря которой мы може
м помочь поселениям.
После всего, удовлетворив все насущные потребности, мы рассматриваем обращения и письма от общественных организаций. Так, совет ветеранов, общество инвалидов, казачье общество не должны финансироваться из бюджета. Но работа, которую они проводят, важна, они организуют достаточно большую и подчас не самую защищённую и обеспеченную часть населения. И оставить без внимания письма от этих организаций, за которыми стоят жители района, с их проблемами, мы не можем. Тогда мы создаём районную целевую программу помощи или развития общественных организаций.
– Неотъемлемая часть работы депутата связана с приёмами граждан. Где вы ведёте приём?
– На своём рабочем месте, когда заканчивается время, отведённое для приёма больных. Правда, бывает, что приходят и во время приёма. Ко мне, как к председателю бюджетной комиссии, чаще обращаются в тех случаях, когда решение было принято, но выполняется с задержкой, как в случае с ПАТП. Между предприятием и администрацией заключён договор, по которому транспортники обязуются не поднимать цены на билеты до себестоимости, а администрация – компенсировать эту разницу. Соответствующее решение депутатским корпусом принято, но средства выплачиваются с задержкой. В таких случаях на сессиях приходится возвращаться к этому вопросу и напоминать об обязательствах.
Работает бюджетная комиссия в тесном контакте с финансовыми органами: прежде всего отделом экономического развития, поскольку без плана экономического развития бюджет не распределить; с отделом имущественных отношений, реже с отделом единого заказчика и другими по мере необходимости. Собираемся мы ежемесячно, потому что ежемесячно возникает необходимость внести те или иные корректировки в бюджет.
М. Любченко.