Начало истории ВВС России считается с 12 августа 1912 года. В этот день в составе русской армии был создан специальный военный орган управления авиацией и воздухоплаванием.
В этом году 12 августа страна отметит 100-летие военно-воздушных сил России. Всего за один век авиация проделала путь от тихоходных, деревянных, обтянутых перкалью, с открытым всем ветрам местом авиатора до реактивных, сверхзвуковых, высотных, дальних, с большей грузоподъемностью самолетов. Весомый вклад в развитие авиации внесли русские военные летчики. Штабс-капинат Петр Николаевич Нестеров стал основателем высшего пилотажа, в том числе «мертвой петли» (которая носит его имя). Разработал и внедрил в практику полетов применение кренов. Он же первым в мире совершил таран вражеского самолета 8 сентября 1914 года. Большой вклад в дальнейшее развитие авиации внесли конструкторы И.И. Сикорский («Русский витязь», «Илья Муромец»), Я.М. Гаккель, Д.П. Григорович и другие. Уже в советское время работали такие авиаконструкторы самолетов и двигателей, как А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, Н.Н. Поликарпов, С.В. Ильюшин, В.М. Петляков, С.А. Лавочкин, П.О. Сухой, А.И. Микоян, В.Я. Климов, А.Д. Швецов, А.М. Люлька и другие.
На место устаревших моделей пришли отечественные самолеты: УТ-1, УТ-2 (По-2), И-153, И-16, ТБ-1, ТБ-3, СБ. В войну 1941-1945 годов СССР вступил, имея уже такие новые самолеты, как ЯК-1, МИГ-3, ЛАГГ-3, Ил-2, Су-2, но их было катастрофически мало. Прошло время, пока они в нужном количестве стали поступать на фронт.
К примеру, Ил-2 в начале войны было всего 18 штук, но за годы войны их была выпущена 41 тысяча, как отметил А. Солдаткин, старший научный сотрудник Центрального музея ВВС России.
Наши летчики проявили на войне чудеса героизма. Трижды герой Советского Союза И.Н. Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин сбил 59 самолетов лично и в группе. Только дважды Героев Советского Союза среди летчиков ВОВ 26 человек, в воздушных боях уничтожили лично 863 вражеских самолета и 237 в группах.
В рядах штурмовой авиации было 23 летчика дважды Героя Советского Союза, которые сделали 5583 боевых вылета, а шесть из них уничтожили в воздухе 33 немецких самолета.
А летчик-штурмовик И.Г. Драченко совершил 178 боевых вылетов, участвовал в 26 воздушных боях, сбил лично пять и на аэродромах уничтожил девять самолетов, шесть железнодорожных элементов, 76 танков и бронетранспортеров, 654 автомашины, семь складов с боеприпасами, вывел из строя 18 долговременных огневых точек, уничтожил до 1600 человек пехоты.
Командующий 2-й воздушной армией С.А. Красовский с гордостью говорил: «Драченко единственный летчик в ВВС – Герой Советского союза и полный кавалер ордена Славы».
С осени 1943 г. И.Г. Драченко воевал с одним глазом, другой фашисты вырезали в лагере, куда он попал после того, как на 22-м вылете был сбит зениткой в бессознательном состоянии.
После окончания Великой Отечественной войны авиастроение страны переходит в иную фазу – реактивную. Только перечисления одних названий и марок самолетов заняли бы целую страницу. Наша авиация стала сверхзвуковой. Несмотря ни на какие трудности, конструкторская мысль не стояла на месте. Создан истребитель 5-го поколения Т-40.
«Т-50, он же проект перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК-ФА), – самолет, оснащенный принципиально новым комплексом и перспективной радиолокационной станцией».
В каждом поселении нашего района живут люди, служившие в разное время в ВВС. В Кугоейском поселении: Н.А. Высочин, Л.Ф. Рябенко, Н.И. Косенко, В.К. Потапов.
В станице Крыловской: младший сержант М.А. Дубина, капитан А.И. Малущенко (участники Великой Отечественной войны), а также лейтенант И.Ф. Боровик.
Службу в авиации проходили: старший прапорщик Ю.М. Делюкин, прапорщики А.И. Чеканов и А.П. Семенов, майор Г.П. Звада, подполковники И.
И. Радионов и В.И. Адаменко, полковник В.И. Черняков, капитан В.П. Калашников, капитан А.В. Танага, ефрейтор Т.И. Холодкова.
Представителями этой мужественной профессии являются также военные летчики: полковник В.Д. Холодков, летал на самолетах бомбардировочной и истребительно-бомбардировочной авиации, майор А.М. Низовцев, кавалер ордена Красной Звезды.
Материал подготовлен районным советом ветеранов.