Идеальное техническое состояние всех систем автомобиля крайне важно. Автомобиль сам по себе – система. Однако ее некоторые элементы автолюбители часто и настойчиво выпускают из виду, ставя при этом под угрозу работоспособность всей системы.
Нельзя пренебрегать сменой тормозной жидкости (делать это надо согласно предписаниям завода-изготовителя, но не реже, чем раз в два года). Тормозная жидкость со временем катастрофически стареет – она очень гигроскопична. Вскипание ее при резком торможении заканчивается «провалом» тормозов. Последствия этого несложно представить.
Необходимость в исправных стеклоочистителях и стеклоомывателях вы оцените, когда встречный автомобиль обольет вас грязью из лужи.
Ремни безопасности должны быть пристегнуты. В населенных пунктах – тоже. Не один ухарь пожалел о своей беспечности. Расхожая мысль, к примеру, о том, что в городе лобовое столкновение маловероятно, порождена непрофессионализмом или невежеством. Даже в тоннеле с односторонним движением можно отвлечься – внимание ослабевает обычно в спокойных ситуациях – и не заметить резкого торможения идущего впереди транспорта. Неожиданный вылет в лобовое стекло ни в чьи планы не входит. Известен совсем анекдотический случай, когда петля непристегнутого ремня осталась на улице, прихлопнутая дверью, и зацепилась за торчащий рельс. Автомобиль потребовал восстановления разорванного кузова – ремень оказался прочнее. Торчащие петли непристегнутых ремней можно видеть довольно часто.
Пришла зима. Распространено убеждение в полезности шипованных покрышек зимой. Это не совсем так. Шипованная «резина» поможет сохранять направление движения только при обледенелой дороге. Ни за снег, ни за асфальт шипы не цепляются. Мало того – на чистом асфальте и бетоне шипованная резина ведет себя хуже, чем обычная. В условиях города или другого населенного пункта лед редко покрывает все дорожное полотно равномерно. Вполне вероятна ситуация, при которой колеса будут иметь разное сцепление с дорогой и тогда возможность заноса повышается. При минусовых температурах гораздо целесообразнее применять зимние шины с особым рисунком протектора, имеющие хорошие сцепные свойства со снегом. На таких можно выехать и на очищенное дорожное покрытие, и за городом, по утрамбованному снегу, легче передвигаться.
Очень важно состояние здоровья водителя. Просто чихнув, можно отвлечься от управления. Перед дальней поездкой лучше выспаться и выехать пораньше утром, когда движение менее интенсивно.
Важно соблюдать уравновешенность – спокойная музыка, мирная беседа с пассажиром этому способствуют. Болтливой теще лучше дать бутерброд или книжку анекдотов, посадив ее на заднее сиденье. Если в движении случилась нервная ситуация – постарайтесь как можно скорее о ней забыть, сохраняйте душевное равновесие: ситуация осталась позади, а впереди еще – дорога.
Засыпающему за рулем водителю, если нет возможности вздремнуть, полезны тоник без джина или хороший чай. Курение и кофе вызывают жажду. Еда за рулем не рекомендуется, она отвлекает от управления автомобилем, а переговоры по мобильнику запрещаются. Если вас клонит в сон – откройте окно, чтобы проветрить салон. Заодно проверьте исправность выпускной системы – не заносит ли в салон угарный газ из «просекающего» глушителя. Это легко сделать, заткнув выхлопную трубу рукой при работающем двигателе. Мотор заглох – система герметична. Правда, газы из выхлопной трубы могут проникнуть в салон и через щели в проеме пятой двери. Открыванием окон в салоне ситуацию можно и ухудшить – будьте осторожны!
Н. Кирьян, инспектор БДПС ст. Павловской.