Новости

«Смело идите к своей цели – вам помогут сплоченность и дружба»

Метки: |


Валентина Юшко, Зоя Федоровна Борисенко, Нина Николаевна Погребная, Анна Ивановна Галицкая.
Валентина Юшко, Зоя Федоровна Борисенко, Нина Николаевна Погребная, Анна Ивановна Галицкая.
«Мы были неравнодушны ко всему проиходящему, нам до всего было дело», - рассказал школьникам Олег Карпенко.
«Мы были неравнодушны ко всему проиходящему, нам до всего было дело», – рассказал школьникам Олег Карпенко.

В этом году отмечается 105 лет ВЛКСМ, а в 2024 году мы будем отмечать 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Этим событиям и была посвящена встреча учащихся СОШ № 2 и СОШ № 3 с комсомольцами тех лет и строителями БАМа, которая прошла в межпоселенческой библиотеке.

Ехали за романтикой…

Библиограф Валентина Юшко рассказала ребятам о начале строительства:

– В апреле 1974 года БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, куда и поехала молодежь со всех уголков необъятного СССР за романтикой, «за туманом и за запахом тайги»…

Байкало-Амурская магистраль должна была стать составной частью комплексного проекта по освоению значительных природных богатств районов, по которым пролегла дорога. На пути БАМа изначально планировали построить девять территориально-промышленных комплексов-гигантов, но в итоге был построен только один: Южно-Якутский угольный бассейн.

В 2014 году Президент РФ Владимир Путин, в день 40-летия магистрали, отметил, что хотя сомнения в необходимости строительства БАМа возникали в свое время, она является очень нужным для страны проектом, который будет развиваться и дальше.

БАМ – главный период жизни

Во встрече приняли участие Николай и Татьяна Бойко, о которых мы уже рассказывали на страницах газеты «Авангард». Они были комсомольцами, участвовали в строительстве БАМа. Татьяна Петровна награждена медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Такую же награду получила и участница встречи Зоя Борисенко. В ряды ВЛКСМ она вступила в 1955 году. Проживала тогда в городе Изюм Харьковской области. Была активисткой, заводилой. Хорошо училась, ходила в кружки при ДК «Железнодорожников». В старших классах была комсоргом школы, членом городского комитета комсомола. По образованию Зоя Федоровна библиотекарь, окончила Университет марксизма-ленинизма, с 1963 года – член КПСС. Главным периодом своей жизни считает годы работы на БАМе.

– У меня была тогда хорошая работа, но я все бросила, взяла с собой девятилетнего сына и поехала на БАМ, – вспоминает Зоя Федоровна. – Приехали туда в конце августа. Мне предложили работу – зав. парткабинетом на небольшой железнодорожной станции. В то время там строили общежитие, после его сдачи нам с сыном дали комнату – 18 квадратных метров. И даже выделили кровать!

Было тяжело. Приехали мы туда в зиму. Наши теплые пальто там оказались бесполезными. Когда мы выходили на улицу в мороз, спина покрывалась инеем. Пришлось срочно приобретать полушубки, сыну еще и унты.

Работала с людьми, знала, чем они занимаются. В одной мехколонне, например, отсыпали дорогу. У них работала японская и немецкая техника, огромные самосвалы, бульдозеры. У каждой колонны был свой поселок, где рабочие жили в деревянных бараках, сбитых из щитов. Работали котельные, которые топились углем с разреза, поэтому в бараках зимой было тепло. А снег был слоями, как торт «Наполеон», только слои белые и черные: на снег оседала угольная сажа из труб котельных, на нее ложился чистый снег. И так слоями…

Летом в дальние поселки летали на вертолетах. Вы не представляете, какая это красота! Зеленая тайга внизу, видны речки с синей чистой водой… В тайге было много ягод, грибов, живности разной, а в реках – рыбы. Потом я узнала, что практически каждая река, ручей были золотоносные – на них стояли драги, добывали золото.

Как-то мы были в поселке Таежном у геологов. Они рассказали, сколько та земля хранила в себе полезных ископаемых. Это была железная руда – такой нигде больше нет по количеству железа в ней. А еще молибден, алюминий…

«Золотая стыковка»

– 29 сентября 1984 года с запада к станции Куанда пришел состав Александра Бондаря, с востока – Владимира Варшавского, а 1 октября было уложено символическое «золотое звено». И уже 29 октября на новую станцию Тында пришел первый поезд с запада, который привез строителей, – продолжает свой рассказ Зоя Федоровна. – Кто видел начало стройки этой станции, был тогда поражен. Мороз – под тридцать, но это не помешало увидеть красивое большое здание станции, площадь перед ней, а на сопках – белый город из высотных зданий. У нас тогда было все для культурной жизни: библиотека, Дворец культуры, кинотеатр.

К нам приезжали писатели, артисты, музыканты. Американский певец и композитор, борец за мир Дин Рид выступал целую неделю. Пел на деревянной сцене фестивальной сопки, у строителей выступал на площадке самосвала, у железнодорожников – на ж/д составе.

Не знаю, где доставали тогда цветы, но его ими просто засыпали. Он был поражен таким приемом, говорил, что нигде в мире ничего подобного с ним не было.

В 1988 году Зоя Федоровна была награждена медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», а чуть позже получила звание ветерана труда.

– Если где-то начнется подобная стройка, не сидите дома, езжайте туда и не пожалеете, – закончила свой рассказ Зоя Федоровна, обращаясь к ребятам.

Надо сказать, что дочь Зои Борисенко вместе с мужем уже 30 лет работают на БАМе, имеют награды.

В комсомол вступали в 14 лет

Нина Погребная вступила в ряды ВЛКСМ в 14 лет.

– Это было 5 мая. Мы очень гордились тем, что стали комсомольцами. После школы поступила в училище, а окончив его, работала в Крыловской доставщицей телеграмм. В организации было 80 сотрудников, из них 30 – комсомольцы, – вспоминает Нина Николаевна. – Они были все активными, всегда в первых рядах. Занимались заготовкой зеленой массы, из которой потом делали гранулы на корм скоту – этим помогали колхозам. Убирали свеклу, иногда и по первому снегу. Работала в «Комсомольском Прожекторе» – освещали ход уборки, отмечали передовиков, критиковали недостатки.

Вышла замуж. Через время уехали с мужем на Север. В поселке было два общежития, рядом деревянные дома местных жителей. Там жили ханты и манси. Муж работал сварщиком, а я пошла почтальоном. В те годы очень много выписывали газет и журналов. Приходилось загружать все в санки и развозить. Пять раз возвращалась на почту, пока все не доставила по адресам.

От октябрят – до комсомольцев

Олег Карпенко был первым секретарем Крыловского райкома комсомола. Он рассказал ребятам о том, что в 1918 году, когда организовали ВЛКСМ, туда вступали уже взрослые люди, закаленные в годы Гражданской войны, работающие на фабриках и заводах. Тогда же появилась необходимость объединить в организацию более молодых – подростков, чтобы у комсомола была смена. Так появились пионерские отряды, девиз которых был выбит на значках: «Всегда готов!» А за ними и октябрятские звездочки. У каждой был свой командир, который следил за порядком. Вместе помогали отстающим, слабым.

– Когда были пионерами, – вспоминает Олег Григорьевич, – работали сандружины. Приходишь в школу, а твоя одноклассница проверяет твой внешний вид, подстрижены ли ногти, чистый ли воротничок. Часто ходили в походы. Были неравнодушны ко всему происходящему, нам до всего было дело. Эти воспоминания – самые приятные для людей нашего поколения.

Председатель совета ветеранов строительной отрасли Анна Галицкая тоже вступила в комсомол в 14 лет.

– У меня много профессий, и все мужские. Но что я хочу вам сказать, ребята, – обратилась Анна Ивановна к учащимся, – вы скоро окончите школу: надо, чтобы у вас обязательно была цель в жизни. Смело идите к ней, не бойтесь трудностей: вам помогут в их преодолении сплоченность и дружба

Ольга Кайдаш, фото автора.

Предыдущий материал
Следующий материал

Романтика родных восьмидесятых

В морозы ниже 50 градусов не работали – оставались дома В 2024 году в России торжественно отметят 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). А пока идет широкомасштабная подготовка к празднованию этого события, мы продолжаем рассказывать о скромных тружениках – участниках строительства магистрали.

Подробнее

От Байкала до Амура будут мчаться поезда!

29 сентября 1984 года состоялась «золотая» стыковка центральной части Байкало-Амурской магистрали, одной из крупнейших (4300 км) железных дорог в мире. «Второй Транссиб» прошел через тысячи километров вечной мерзлоты, семь горных хребтов, 11 полноводных рек, на нем возведено 2230 мостов. Это была действительно «стройка века», ставшая серьезным вызовом для всей страны.

Подробнее

После теплой Кубани морозы ошеломляли

Как наши земляки участвовали в одной из величайших строек страны Одной из самых сложных строек в истории нашей необъятной Родины стало создание Байкало-Амурской магистрали. Прокладывать знаменитые железнодорожные пути съезжались рабочие и специалисты из разных уголков страны. В их числе был и житель села Шевченковского Валентин Скляр.

Подробнее

Словно вместе прошли срочную службу

«Это была настоящая школа жизни. Мы съехались из всех республик нашего огромного СССР. Молодость, задор, романтика – все это у нас было. А там мы учились работать, быть ответственными, самостоятельно принимать решения, отвечать за других, а еще дружить. И я благодарна судьбе, что нам с мужем выпал шанс там поработать», – так начала свой рассказ о БАМе жительница станицы Крылов-ской Наталья Подобная.

Подробнее

Магистраль строила вся страна

В 2024 году в России торжественно отметят 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В соответствии с Указом Президента России, который был опубликован в начале марта 2023 года, правительству в трехмесячный срок поручено образовать организационный комитет по подготовке торжеств. Основные дни празднования намечены на 6-7 июля будущего года.

Подробнее

Кубанские БАМовцы, отзовитесь!

В 2024 году исполняется 50 лет началу строительства БАМа. 3 марта этого года Президент России В.В.Путин подписал указ о подготовке к празднованию юбилея. Полвека назад это была важнейшая стройка страны.

Подробнее

Это были по-настоящему счастливые годы в моей жизни!

На первом курсе Ленинградского педучилища Татьяна Завгородняя была награждена знаком Центрального совета Всесоюзной пионерской организации (ЦС ВПО) имени В. И. Ленина «За активную работу» и знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени.

Подробнее

Это были замечательные годы!

«Учась в восьмом классе, я была членом комитета комсомола школы. Отвечала за сектор учета. Самым запоминающим было то, как возила в станицу Павловскую пионеров для вступления в ВЛКСМ, – рассказывает Татьяна Николаевна Минаева. – В Павловскую мы ездили рейсовым автобусом, а после заседания бюро, когда ребята уже стали членами ВЛКСМ, у нас была традиция: зайти в чебуречную и подкрепиться перед возвращением домой.

Подробнее

Вновь и вновь поднимая планку, мы идем вперед

«Мы, пионеры-семиклассники, с нетерпением ждали, когда нам исполнится 14 лет – именно в этом возрасте можно было вступить в ряды ВЛКСМ», – вспоминает Отличник народного просвещения, член ВЛКСМ с 1971 по 1984 гг. Людмила Николаевна Черненко.

Подробнее

О добросовестном труде говорят награды

Борис Викторович Донец родился в 1949 году в многодетной крестьянской семье в станице Шкуринской Кущевского района.

Подробнее