29 сентября 1984 года состоялась «золотая» стыковка центральной части Байкало-Амурской магистрали, одной из крупнейших (4300 км) железных дорог в мире. «Второй Транссиб» прошел через тысячи километров вечной мерзлоты, семь горных хребтов, 11 полноводных рек, на нем возведено 2230 мостов. Это была действительно «стройка века», ставшая серьезным вызовом для всей страны.
Стыковка прошла на разъезде Балбухта в Каларском районе Читинской области. Встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет. 1 октября состоялась укладка «золотых» звеньев БАМа на станции Куанда Каларского района Читинской области. Именно в это время в поселке жили и работали супруги Татьяна и Николай Бойко.
Романтика в душе и никакого страха
Татьяна родилась и выросла в станице Крыловской. После девятого класса уехала в город Батайск учиться, получила специальность воспитателя. Николай из Батайска. Отслужил три года на флоте. По специальности он электрик.
В 1980 году, вслед за соседями, супруги Бойко уехали на БАМ. У них уже был сын Сергей, но молодость, романтика в душе, желание побывать в новых местах сделали свое дело, и, бросив маленькую хатку, завещанную дедом Николаю, семья двинулась осваивать неведомые дали. А осваивать было что…
– Сначала мы приехали в Нижнеангарск, – вспоминает Татьяна Петровна. – Жили в вагончике. Условий никаких. Питьевую воду привозили, наливали ее в бочку. Для стирки вода была из озера. А зимой ставили на санки специальный фанерный ящик, брали колун, шли к тому же озеру и рубили лед. Дома складывали его в бочку и растапливали. И так каждый день. Топили буржуйку, на которой постоянно стояла кастрюля с горячей водой. В печь шли дрова, которых заготавливали очень много, угля не было. Позже переехали в общежитие, а через время Николая перевели в Куанду. Он уехал, а я, недолго думая, двинулась с сыном следом. Договорилась со знакомым, собрала чемоданы. Ехали практически по бездорожью почти двое суток. Прямо в лесу стояли столовые разных организаций. Заезжали туда, обедали и ехали дальше. Приехали к ночи, муж был ошарашен: «Куда ты приехала?» Дело было в сентябре. Общежитие еще строили. Стояли две большие палатки: одна жилая, а в другой была столовая. Что делать? На три дня нас разместили в палатке. Утром вылезли, а кругом снег лежит. Люди были дружными, сплоченными, нашли нам два обогревателя, принесли теплые одеяла.
Быт обустраивали сами
Потом супруги Бойко и еще одна семья жили в прачечной недостроенного общежития. Мальчишек уложили в ванне, а себе постелили на полу. У них не было ни кастрюль, ни чашек. Макароны варили в большой банке из-под иваси, вместо кружек – баночки из-под сгущенки, а стулья заменяли чурки.
Было такое, что жили в помещении, где матрасы примерзали к стенам. Утром они их отдирали, разворачивали к буржуйке и весь день сушили. А в потолке было видно небо – звезды можно было считать…
Свое жилье появилось, когда им выделили помещение освободившейся диспетчерской. Оно было небольшое, но зато отдельное. В семье тогда, кроме сына, была и дочка. Только они стали осваиваться на новом месте (пристроили веранду, собирались обои поклеить и постелить линолеум), как в сентябре 1984 года произошла знаменитая «золотая» стыковка, и в 1985 году их перевели строить магистраль в Коротчаево (это уже пригород Уренгоя).
– Я работала в составе механизированной колонны, – продолжает своей рассказ Татьяна Петровна. – Нас называли транспортными рабочими. Чем занимались? Чистили переходы, дорожки по поселку. Одно время была заправщицей. Помню, зима была, жили тогда в Куанде. В семь часов утра темно еще. Снега было наравне с крышами домов, мороз под 50, если не больше. Иду на работу по этим сугробам перекатываюсь (беременная тогда была дочкой). Заправки не было: просто стояли бочки с топливом, подъезжали машины к определенному часу, я их заправляла и обратно, домой.
Вообще климат там был резко континентальный. В сентябре уже холодно, а снег мог выпасть в октябре и лежать до мая. Летом с утра могло быть холодно, а днем ребятня до трусов и маек раздевалась. А могло быть наоборот: с утра тепло, а днем холодно. Детвора купаться пойдет в карьеры, только в воду зайдут, а сверху – снег. Выскакивают – и бегом домой.
Сын остался на БАМе
В Коротчаево семья прожила десять лет. Все время, пока они были на БАМе, Николай работал электриком. Подрос сын Сергей. Он поступил в автодорожный техникум, а после первого курса ушел в армию. После возвращения закончил обучение и вернулся на БАМ мастером на участок. Работает в Уренгое инженером-строителем. У него своя семья.
А Татьяна и Николай приехали в станицу Крыловскую.
– Знаете, это было замечательное время. Когда уезжали, а это было в августе, нас провожали друзья. Мы в последний раз поехали покупаться в карьеры. Сверху вода теплая, а внизу – лед. Купались, катались по льду. Мы были молоды, горы готовы были свернуть, и время было замечательное, – закончила рассказ наша героиня.
Татьяна Петровна награждена медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Супруги давно уже на пенсии, но всегда с удовольствием вспоминают свою молодость и магистраль…
О. Кайдаш.