Новости

«Лесные братья» жалости не знали


«Лесные братья» жалости не знали
“”

«В начале 1933 года отец ходил хмурый, все приговаривал: «Того забралы, того тоже, скори и до мэнэ очередь дойдэ». Так и случилось, вскоре его тоже арестовали», – вспоминает участник Великой Отечественной войны Алексей Яковлевич Косач.

Алексей Яковлевич родился 28 марта 1927 года в станице Екатериновской. В семье было четверо хлопцев и две дочери. Мать Марфа Леонтьевна ареста мужа не перенесла и вскоре умерла. Дети остались на попечении бабушки, которая обратилась в правление колхоза, чтобы их пристроить в круглосуточный детский сад. Младшую, ей было полтора года, забрали в семью чужие люди.

Когда Алексею было семь лет, он заглянул домой, а там, кроме подушки, ничего нет. Хоть он был еще маленьким, сообразил подушкой заткнуть разбитое окно, а сам отправился к бабушке, чтобы рассказать ей обо всем. Та ему ответила: «Забэри хоть шо-нибудь и подушку». Но когда он вернулся, подушка тоже исчезла.

Жили с бабушкой тяжело, бедно. Благо, хоть в детском саду детей кормили. Перед сороковыми стало немного легче, а тут война. Братьев стали забирать на фронт. Пантелей воевал на Малой земле, Иван был адъютантом у казачьего генерала. Григорий на фронт не попал из-за зрения. Алексей был призван последним, когда призывали парней 1927 года рождения.

На границе с Польшей было три по-граничных округа. Один на Украине. Командовал им генерал-майор П.В. Бурмак. 93-й пограничный отряд, куда попал служить Алексей, охранял пограничную полосу длиной 177 километров. Выявляли и ликвидировали бандитские формирования, вплоть до их преследования на территории Польши и Румынии. Отряд задержал 76 нарушителей границы, разгромил три бандгруппы.

Советской власти на Западной Украине противостояла достаточно мощная, хорошо законспирированная вооруженная структура, готовая бороться с «советами» до последней «капли крови – чужой крови», привлекая местное население и военнопленных под знамена борьбы «За свободную и независимую Украину». Вербовку в свои ряды «братья» проводили часто принудительно, под угрозой смерти близких.

Солдаты выходили в патруль на четыре часа. С местным населением отношения были непростыми. Днем они обращались со словами «товарищ», а что в душе – пойди, узнай. А ночью… Ночь была для них подругой в их жестоких делах. Лесные братья были жестоки даже к местным, кто был у власти – к милиционерам, работникам сельских советов, комсомольцам, учителям и тем, кто им сочувствовал. Их просто убивали, жестоко, в назидание другим. И среди поляков были те, кто не любил советскую власть. Но наши тоже не дремали: устраивали облавы на бандеровцев в лесах, уничтожали «голубиную почту». На Украине многие разводили голубей, особенно почтовых. Их использовали для передачи информации из населенных пунктов в лес и обратно. Поэтому был дан приказ об уничтожении «голубиной почты».

– После того, как я и еще четыре солдата написали свои автобиографии, – вспоминает Алексей Яковлевич, – нас на охрану границы перестали отправлять. Меня, наверно, из-за того, что рассказал о своем дяде, офицере, который был арестован, и об отце.

С тех пор он служил в городах Добромир и Самбор, что в Западной Украине. Но однажды их группа сопровождала генерал-майора П. Бурмака во Львов. Чтобы сократить путь, поехали короткой дорогой, которую в 1939 году строили пленные поляки. Они валили лес, прорубали просеку, убирали камни. Остались только валуны. Тут-то и напали лесные братья. Началась пальба из карабинов. Алексей кубарем вылетел из грузовика, ударился головой и потерял сознание. Тогда убили восьмерых бандеровцев, троих солдат ранили. Вместе с ними Алексея направили в госпиталь, где он пролечился почти месяц. Потом вернулся в отряд, где прослужил до 1951 года.

Демобилизовался, вернулся домой, а тут ни одежды, ни еды. Пошел работать в совхоз. Бабушка испечет хлеб из ячменя и пшеницы, даст ему буханку на неделю – тем и питался: отрежет кусочек, запьет водичкой. Отощал так, что шатало из стороны в сторону. Бабушка ему тогда сказала: «Хватэ совхозу, неделями дома нэма, ще и голодный». Алексей устроился в колхоз имени К. Ворошилова. Стало намного легче. Шло время. Познакомился с Галиной Бугай, поженились. Галина работала в садбригаде, Алексей – на СТФ, МТФ: выпаивал телят, был скотником.

Алексей Яковлевич и Галина Михайловна вместе прожили более 50 лет. Построили домик, вырастили троих сыновей.

Грудь ветерана по праздникам украшают боевые награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейные медали, также медали «Ветеран труда» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И. Ленина».

О. Леонова.

Предыдущий материал