ЕГЭ – эта аббревиатура прочно вошла в нашу жизнь. Мы все чьи-то если не родители, то бабушки и дедушки. И нам должно быть не все равно, чем наши дети на протяжении 11 лет занимаются в школе, какие знания и для чего получают, какого человека из нашей кровиночки формируют. Как-то незаметно мы вошли в такую фазу общественного сознания, когда нашим мнением перестали интересоваться те, кто решает, чему и как учить и воспитывать наших детей. Впрочем, мы уже родились с пониманием того, что за нас подумают и решат. В прошлые, советские, годы каждый родитель знал, что из его ребенка хотят вырастить сознательного советского человека с научным мировоззрением, активного строителя нового коммунистического общества. Подвергать сомнению правильность поставленных задач решались немногие.
Сегодня ситуация иная: сначала новые подходы к образованию, а главным столпом этих инноваций стал Единый государственный экзамен, выставили на общее обсуждение родительской общественности (сдавать ЕГЭ или обычные экзамены), но большинство родителей об этом так и не узнало. Но, возможно, узнай они – вряд ли это могло на что-то повлиять. Потому как сдача ЕГЭ как альтернатива старой системе экзаменации выглядела очень привлекательно: сдаешь экзамен один раз – получаешь возможность поступить в любой вуз страны, просто разослав результаты по нужным адресам. Казалось бы, удобно, доступно, заманчиво. Но после изобретения сыра в мышеловке для нас, доверчивых искателей материальных благ и выгод, современная цивилизация изобрела массу других, менее откровенных, но не менее опасных ловушек. Именно такой видится и кажущееся неискушенному потребителю образовательных услуг благо пресловутого ЕГЭ. Я не оговорилась, потому что именно окончательным, простите, «продуктом производства» сферы образовательных услуг является никто иной, как он, «квалифицированный потребитель». Конечно, этого мы не прочтем в документах, касающихся сферы образования, если образованию на законодательном уровне дан статус учреждения, предоставляющего образовательные услуги, то и учащиеся никто иные, как потребители этих продуктов. Цинично, грубо, недостойно. Но чего можно ожидать от системы общественного устройства, в которой земные преходящие ценности являются началом и концом всего сущего, мерилом успеха, если только ими определяется цель нашего существования на Земле.
Аргумент весомый, но не главный
Сегодня много сказано о несомненной пользе ЕГЭ с заверениями о том, что это дело в фазе совершенствования, и не стоит особо беспокоиться. Кстати, главным аргументом против ЕГЭ со стороны нас, родителей, выставляется получение стресса от экзамена. Это весомый аргумент. Но не главный и не последний. Со стрессами мы уже бороться научились. Главный аргумент, который сегодня если и озвучивается, то еще очень слабо и несмело. И, что гораздо опасней, не убедителен для большинства родителей. Что касается учителей, можно не сомневаться, они уже давно все поняли, отреагировав на это насилие единственно возможным способом: приспособившись к новым условиям. Условиям, в которых мерилом профессионализма учителя считается его способность «натаскивания» к ЕГЭ. Любой учитель знает, что никакого отношения к образованию человека этот процесс не имеет. Ибо истинное образование – это всестороннее развитие через раскрытие уникальности человека, это не просто сумма научных знаний и фактов, имеющая сугубо утилитарное значение, это путь человека к постижению окружающего мира, самого себя, смысла земной жизни. Только такое образование истинно, только оно имеет право быть достойным человеческого призвания. Только на такое образование имеет смысл тратить время и силы. Раскрыть в ребенке способности к самостоятельному мышлению, пробудить жажду к знаниям, чтобы он понимал необходимость учиться всю свою жизнь, – такая задача ставится, но возможно ли ее осуществить в рамках той системы, когда над всем этим висит дамоклов меч ЕГЭ. Он диктует совершенно другие правила. И на деле получается совсем другое.
Мы верим всегда в добрые перемены
Стоит ли ломать копья над всеми этими высокими материями? При том, что неумолимая статистика гласит, что ЕГЭ стал путевкой в жизнь для многих детей из глубинки, не имевших раньше возможности учиться в престижных столичных вузах, а процент поступающих в вузы вырос в разы. Говорит ли это о том, что качество образовательных услуг в российских школах превысило качество советской школы: тогда в вузы поступало в среднем 15% выпускников сельских школ. Или, может быть, доступность Интернета сделала наших детей более умными? Но ведь информированность еще не показатель высокого интеллекта. Сколько процентов из получивших десять лет назад высшее образование нашли работу по специальности, с достойной оплатой труда? Как качественно изменился уровень жизни людей, занятых в сфере науки, культуры, здравоохранения, образования? Каков уровень нравственности общества, самосознания человека? Какие идеалы мы исповедуем? Что ценим и во что веруем? Десять лет для эксперимента такого рода – срок немалый, по крайней мере для того, чтобы увидеть тенденцию, куда идем. Да, все мы имеем надежду на будущее, верим в то, что придет время, когда в нашей стране произойдут реальные, стойкие и значимые перемены к лучшему. Но при этом мы не должны забывать о том, что является залогом таких перемен. Упование на достойных и мудрых правителей, что поведут нас твердой рукой к светлому будущему? Но ведь, если общество не имеет четких духовно-нравственных ориентиров, даже при внешнем материальном благополучии, оно неодолимо скатывается в пропасть такой деградации, которая хуже атомной войны. Эта деградация заключается в том, что человек становится марионеткой в руках бессовестных демагогов-пропагандистов, потому что не может отличить правду от лжи, и ему ничего больше не остается, как верить в лживые заверения и посулы. Верить только по одной причине, что без веры невозможно жить. Верить кому-то сильному и всемогущему, а главное, способному изменить жизнь без нашего участия: мы то что, люди серенькие, от нас ничего не зависит – излюбленная наша отговорка как оправдание нежелания поступиться малой частью временного личного комфорта не то что ради будущего страны или своих детей, а ради самих себя.
Земные блага преходящи и бренны
Возвращаясь к теме ЕГЭ, хочу высказать свою личную позицию и понимание всего, что происходит вокруг этого явления. Ни один человек, посланный Богом в этот мир, не призван в него навечно, а только на время. Поэтому никакие земные блага не могут быть провозглашены безусловной ценностью, ибо они преходящи и бренны. Более того, история всех человеческих цивилизаций, той же Византии, показала, что их исчезновение стало следствием пренебрежения духовными, Божественными законами бытия, ложным пониманием смысла жизни, истинного патриотизма, роли семьи и рода, пренебрежением или искажением природных ролей мужчины и женщины, – словом, всем тем, что является организующим и скрепляющим началом. И наоборот, процветание народов напрямую связано с расцветом истинной культуры и образования. Потому что именно они являются тем базисом, на котором возможны здоровая политика и экономика. Нельзя воспитание сводить к уровню мероприятий и акций, месячников. В эту воспитательную сферу должна вернуться семья, осознав свою долю ответственности за детей. Понять, что тот компетентный потребитель, которого сегодня вынуждена штамповать современная школа, не есть образ того человека, который станет утешением нашей старости, нашим оправданием, что жизнь прожита не зря, не станет он и двигателем тех позитивных перемен, на которые мы все надеемся. Позволю себе привести грубое, но точное определение, данное поэтом Маяковским в адрес нейтрального и безобидно оправдывающего самого себя «потребителя» – «мурло мещанина». Пожалуй, самый презираемый тип человека в нашей русской культурной традиции. Сосредоточенный на собственном благе и комфорте, неспособный поступиться ничем ради последних. Процент таких людей в обществе не должен превышать уровень, угрожающий безопасности других. Потому что это самый опасный тип людей, ибо с их молчаливого согласия творится на Земле зло.
Школе нужна помощь
Не стоит надеяться на то, что кто-то разрешит наши проблемы. Перемены в школе должны двигаться в направлении, которое очень ясно определил директор одной московской гимназии в очередной дискуссии по поводу ЕГЭ: «Время, которое ребенок проводит в школе, это время его детства, и было бы очень несправедливо подчинить его одной единственной цели – успешной сдаче ЕГЭ». Школа не должна подвергаться бесконечным проверкам, КДРам, Нико и прочим неоправданным контрольным «санкциям», парализующим естественный учебный процесс, лишающим учителя и ученика главного: возможности свободы творчества. Трудно школе, удушенной бюрократическим прессингом, любовью к инновациям и экспериментам, выполнять свое предназначение. Давайте скажем вместе – и родители, и учителя, и дети: «Оставьте школу в покое! Дайте ей прийти в себя. Единственное, в чем она сегодня нуждается, это в любви, доверии и помощи. Поверьте, освобожденная от бюрократического гнета школьная администрация способна контролировать работу своих педагогов. Важна воспитательная роль родителей не в виде претензий и упреков, а в виде исполнения своих прямых родительских обязанностей. Не подавать детям дурных примеров. Быть образцом доброго отношения друг к другу. Быть требовательными к самим себе и к детям. Тогда мы получим моральное право ждать добрых изменений и от других. А они обязательно произойдут. Хотя бы потому, что все растущее на Земле движется, как правило, снизу вверх, а вовсе не наоборот. От малого к большому. За редким исключением. И если на этом пути мы вдруг обнаружим свою неспособность к этим простым вещам, обратимся за помощью к Богу. Ведь Он, как известно, и намерения целует, и каждого труженика вознаграждает, и более того – Сила Его в нашей немощи совершается.
Е. Дорошенко, миссионер-организатор Тихорецкой епархии.