Перед членами комиссии по делам несовершеннолетних стояли трое мальчишек семи, восьми и девяти лет. Немного смущенные, но взгляда не прятали и не отводили в сторону. Особенно разговорчив был один: светленький худенький второклассник в школьном костюме. Бледное личико, серые глаза. Он сбивчиво, но охотно отвечал на вопросы. Шли мимо, увидели интересный прибор (в этом месте, как оказалось, работали специалисты из земельного центра), решили посмотреть, что-то там нечаянко разбили, но разбивал не он – другой… Да, он знает, что чужое брать нельзя, родители об этом говорили… Детская наивность обескураживает, но на то они и дети. И как бы мы ни старались оправдывать их поступки, всегда думаешь: «Откуда все это? Может, дома недостаточно внимания и воспитания? А может, есть пример, не очень хороший?»
Очень часто на комиссию приглашаются мамы из неполных семей. Они сами воспитывают ребенка, а то и не одного. Порой у них это получается не очень… Но и там, где есть папы, тоже не всегда все гладко. Только один пример. Маму лишили родительских прав, ребенок живет с отцом, который, в отличие от мамы, не пьет. Папу уже не однажды вызывали на комиссию, потому что его четырехлетний сын часто остается без присмотра. Вот и последний протокол составлен на отца, потому что малыш находился в общественном месте с матерью, которая, мало того, что лишена родительских прав, была пьяна.
Ребенку нужно воспитание и матери, и отца. Часто папы редко бывают дома, но все равно во многих семьях по традиции именно отцу отводится роль «хранителя дисциплины». И стоит маме пригрозить сыну, что все расскажет отцу о его шалостях, как мальчишка меняется. Конечно, это происходит только в том случае, есть у отца в семье есть авторитет. Но в любом случае малыши копируют своих отцов, перенимают их жесты, повторяют фразы, стараются подражать им во всем. Конечно, повезет ребенку, у которого отец хочет, чтобы он стал настоящим мужчиной. Такой папа будет стараться прививать сыну такие качества, как достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине. При этом отношения отца и сына будут строиться на понимании, доверии и уважении. И даже если папа целыми днями на работе и редко бывает дома, даже в короткие часы общения он может дать своему сыну очень много. К сожалению, так бывает не во всех семьях. Что можно сказать об отце, который говорит, что его четырехлетний сын «уже взрослый и может один находиться на улице»? Много может дать сыну и отец, который не работает, закладывает за воротник, после чего начинает воспитывать и жену, и детей. Вот только хорошего в таком примере ничего не будет.
Если говорить об отцах конкретно, то в психологии папы делятся на типы: спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные и тоскливые. Психолог Алла Баркан предлагает делить пап на «папу-маму», «маму-папу», «Карабаса-Барабаса», «попрыгунью-стрекозу», «рубаху-парня» и «подкаблучника». По названиям можно хорошо понять, что из себя представляет каждый. Например, «Карабас-Барабас» – это тип злого и жестокого отца. Он использует в воспитании метод «кнута» и при любой провинности наказывает. А «попрыгунья-стрекоза» предпочитает свободную холостяцкую жизнь без ответственности за своих детей. Чаще всего это приходящий папа. Но при любом типаже психологи едины в одном: настоящее отцовство – это гораздо больше, чем просто рождение и материальное обеспечение детей. Это не только ответственность и справедливость, но и любовь к своим детям, преданность семье.
О. Кайдаш.