2011-2020 годы Генеральной Ассамблеей ООН объявлены «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». За это время необходимо остановить или повернуть вспять тенденцию к росту числа случаев смерти и травм в результате дорожно-транспортных происшествий в мире. В центре внимания второй глобальной недели безопасности дорожного движения ООН, прошедшей в мае, была проблема безопасности пешеходов. Предварила её презентация Всемирного доклада о состоянии дорожной безопасности в 2013 году, представленного Всемирной организацией здравоохранения. Он дал всеобъемлющую картину ситуации в мире на сегодняшний день.
Этот доклад представляет информацию по 182 странам и охватывает почти 99 % населения Земли. Согласно его данным, лишь в 28 странах, в которых проживает 7 % населения мира, имеются всеобъемлющие законы, регулирующие все пять факторов риска для безопасности дорожного движения: управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, превышение скоростного режима, а также неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств.
В 59 странах, где проживает 39 % населения мира, введены ограничения скорости в городских районах на уровне 50 км/час или менее, а местным органам управления позволено устанавливать ещё более низкие уровни. В 89 странах, где проживает 66 % населения, приняты всеобъемлющие законы в отношении управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, устанавливающие предельно допустимое содержание алкоголя в крови на уровне 0,05 г/дл или ниже. В 90 странах, где проживает 77% населения, действуют законы об использовании мотоциклетных шлемов, охватывающие всех пользователей таких транспортных средств со всеми типами двигателей на всех дорогах, и применяются стандарты на шлемы. В 111 странах, где проживает 69% населения мира, имеются всеобъемлющие законы об использовании ремней безопасности для всех водителей и пассажиров. В 96 странах, где проживает 32% населения мира, законодательно предусмотрено обязательное использование детских удерживающих устройств.
Превышение средней скорости напрямую связано как с вероятностью совершения аварии, так и с тяжестью её последствий. Пешеходы имеют больше шансов выжить после аварии при движении автомобиля со скоростью 30 км/час или менее. Создание зон с ограниченной скоростью 30 км/час может снизить риск аварий и рекомендуется в районах, где дорогами пользуются уязвимые пользователи (например, в жилых районах, около школ). Помимо уменьшения числа дорожных травм снижение средней скорости может иметь другие положительные последствия для здоровья (например, уменьшение масштабов респираторных проблем, связанных с выхлопными газами).
Использование ремней безопасности снижает риск смертельного исхода для пассажиров, сидящих на переднем сиденье, на 40-50%, а для пассажиров, сидящих на заднем сиденье, на 25-75%.
Правильное ношение мотоциклетного шлема может снижать риск смерти почти на 40% и риск тяжелой травмы более чем на 70%.
Вождение в нетрезвом состоянии повышает как риск совершения аварии, так и вероятность смерти или серьёзной травмы в результате такой аварии. Риск значительно возрастает в случае, если уровень содержания алкоголя в крови превышает 0,04 г/дл. Обеспечение пунктов проверки на трезвость и выборочное проведение тестов на алкоголь в выдыхаемом воздухе могут приводить к уменьшению числа аварий, связанных с алкоголем, примерно на 20%.
А. Поляков, и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Крыловскому району;
О. Дордий, заместитель командира Павловской роты РДПС.