Все дальше уходят в глубь истории грозные героические годы Великой Отечественной войны. Ветеранов с каждым годом все меньше, поэтому очень важно оставить о них память для будущих поколений, чтобы это знание стало уроком. Война прошла не только через судьбы взрослых, но и детей. «Мы отдали Отечеству не злато-серебро, единственное детство – все свое добро».
Я не ветеран войны, но моя родная Смоленская земля три года пылала огнем под сапогом фашиста. Помню 1941 год. Страшная весть о начале войны разнеслась молниеносно. С ужасом восприняли ее и мы, дети. Еще до конца не осознавая, что нарушен не только привычный образ жизни, мы плакали навзрыд.
Когда началась война, моему отцу Аниськину И.В. было 38 лет, он работал секретарем райкома партии. Помню, в центре поселка большой сад, там собрались все идущие на фронт. Мужчины уходили маршевым шагом под песню «В саду далеко голос раздается, наша Саша с милым расстается». А мы с мамой (нас было пятеро), как гусята, бежали за ними вслед, пока они ни скрылись из виду. Я в слезах все спрашивала у мамы, почему они про нее поют. Мою маму тоже звали Саша… Без слез этого вспоминать нельзя. Мы все перенесли – унижения, лишения, холод и голод. Выжили благодаря нашей матери.
Я отчетливо помню немцев, вернее, их ноги в больших «кованых» сапогах, а я была такая маленькая и очень их боялась. Мы жили на краю поселка, на выгоне стояла конюшня, где немцы держали своих лошадей. Бывало, им хотелось поразвлечься, и они собирали детишек с окраины. Выставят их – и на лошадях устраивают скачки, прыгают через детишек… Часто были перестрелки, когда наши выбивали фашистов, и нам досталось. Ведь мы не понимали, что это не птички свистят вокруг, а пули. Тогда мама хватала нас в охапку – и в окоп, который мы вырыли в овраге…
Оставшиеся в тылу женщины, дети, подростки и престарелые люди поддерживали бойцов как могли. Днем работали на колхозных полях, во время оккупации эвакуировали и спасали от немцев общественное добро. Вечерами и ночами, при лучине и свечах, вязали на фронт рукавицы и носки. До последних дней войны каждый из нас надеялся на чудо, правда, немногим посчастливилось встретить своих близких…