Крыловчане задолжали МУП «Водоканал» более шести миллионов рублей
Важность воды в жизни человека очень хорошо описана в песне водовоза из фильма «Волга-Волга». И хотя она шутливая, но, как говорится, в каждой шутке… А действительно, куда мы без воды? Но сегодня разговор не об этом, а о том, умеем ли мы ценить то, что можем открыть кран и пользоваться живительной влагой день и ночь.
Должны более шести миллионов
А начнем мы с того, что единственная организация в Крыловском районе, поставляющая воду населению, – это МУП «Водоканал». И в этом году предприятие оказалось в очень непростой ситуации, в которой, как ни странно это звучит, виноваты мы с вами – жители. Беда в том, что крыловчане задолжали МУП «Водоканал» более шести миллионов рублей. Ну не хотим мы платить за воду. Берем, сколько хотим, и не платим. Не все, конечно, основная масса абонентов – сознательные плательщики, но все же долг есть и немалый.
Кто-то скажет: «Ну и что из того?» На самом деле вот что получается. Самый большой процент затрат у предприятия – электроэнергия, за которую оно платит авансовыми платежами. Не так, как мы с вами – по истечении месяца, а наперед. Абоненты же не особо спешат. Вот если честно: можем мы себе позволить не заплатить за газ или за электроэнергию? Нет. А за воду можем «забыть» или повременить.
Кроме того, из средств, что поступают на оплату за воду от абонентов, приобретается расходный материал для ремонта сетей, когда где-то происходит порыв. Есть еще проблема с жителями, которые не сидят на месте. Особенно на хуторах. Пожила семья в одном доме, не зарегистрировалась, за воду не платила, а через время переехала в другой дом. Как за такими уследить?
Другая ситуация – нет прибора учета. Вроде платят по нормативу. А как быть, если сутками поливают. Говорят, скважина работает, но это проверить не так просто. Но не только за электроэнергию платит предприятие. Есть еще налоги, заработная плата и прочие затраты.
Из чего тариф складывается
– Тариф у нас маленький, – рассказывает Нина Гаврилова, которая на момент нашего разговора возглавляла МУП «Водоканал». – Но все равно отношение к оплате за воду просто наплевательское у людей. Почему он такой? Сначала устанавливают тарифы электрикам, потом газовикам, а что остается – нам. Есть такое понятие как «предельный индекс роста», чтобы тариф был доступен для населения. Если индекс роста составляет, например, 15%, нам остается мизер. С 15.12.2022 по 30.06.2024 год был утвержден тариф, и нам дали в пределах 6-7%. Если разделить эту цифру на полтора года, то будет 2,5%, а электроэнергия (большая часть наших затрат) растет быстрее. При том, что население вовремя не платит или не платит вообще, мы не в состоянии нормально работать.
Сейчас у предприятия арестованы счета, что в целом сильно затрудняет работу. Ту же зарплату людям не можем выплатить вовремя. Мы вынуждены были обратиться за субсидией. На сессии депутаты районного Совета приняли решение выделить нам 5,4 млн рублей. Как видите, нам нужна сумма, меньше чем та, что нам задолжали абоненты. И эти бюджетные деньги администрация района могла бы потратить на другие цели. Но люди наших проблем не понимают.
Куда пойдет субсидия? Заплатим за электроэнергию, погасим долги по налогам.
Должники. Как с ними бороться?
– К нам пришел новый юрист. Сначала должников обзванивает и предупреждает о задолженности. Уже на этом этапе уплатили 139 тысяч рублей, погасили долги. Другой шаг – предупреждение, что иск будет направлен в суд. По «досудебкам» в сентябре взыскали 500 тысяч рублей, – продолжает Нина Ивановна. – У нас укомплектовали полностью абонентский отдел, он займется инвентаризацией частных сетей. Специалисты будут проходить по участкам, составлять акты.
К чему это приведет? В районе много домовладений, особенно в Октябрьской, где нет приборов учета. Хочу предупредить, что есть приказ департамента о том, что мы должны начислять при отсутствии прибора учета с апреля по октябрь оплату за полив. Причем за количество земли на участке, в том числе находящейся под зелеными насаждениями, тротуарной плиткой, теплицами. Выход только один у абонентов – не хотите платить лишнего, ставьте прибор учета.
Есть у нас еще одна задолженность – просроченная. Ей более трех лет. Также проведем инвентаризацию.
Если задолженность будет накапливаться и дальше, ограничим подачу воды. Бывает, звонит абонент, сообщает о порыве. Выясняется, что он должен за воду. Мы вправе его отключить и только после погашения всей задолженности возобновить подачу воды.
Принято еще одно решение: должнику мы будем покупать прибор учета и сами его устанавливать или отключать воду. Мы лояльны к тем, кто нам идет навстречу – будем выбирать, как поступать в каждом конкретном случае.
За свой водопровод отвечаешь сам
Бывает, что человек звонит и сообщает о порыве. Когда выезжаем на место, оказывается, что он на частной линии. Абонент требует, чтобы мы устранили его. Но мы работаем на центральном водопроводе.
В федеральном законе прописано, что собственник несет ответственность за свой водопровод. Нужно понимать, что граница балансовой принадлежности абонента – от центральной линии водопровода до частного дома. И эту линию от колодца врезки до последнего крана собственник должен и содержать сам, и проводить текущий ремонт.
Мы занимаемся ремонтом частных сетей. Это наш дополнительный вид деятельности. Есть тарифы, утвержденные постановлением главы района, но сейчас мы этого не делаем – просто не хватает рабочих, поэтому в случае необходимости предлагаем абонентам частников, которые оказывают услуги по ремонту водопроводных сетей.
«Родник Кавказа» – когда передача
Оформление документов для передачи на баланс Крыловскому поселению на стадии завершения. Это хутора Казачий и Ея вместе со скважинами. Остались еще три. Там задержка по оформлению земли – перевод из категории сельхозназначения. Но эта работа до конца года должна быть завершена (крайний срок – первый квартал 2024 года).
О переходе сетей мы сообщим через газету, чтобы люди могли погасить задолженности «Роднику Кавказа», а с момента передачи сетей уже платить в МУП «Водоканал». Два месяца оплата будет приниматься по старому тарифу, до принятия нового.
Рабочих рук не хватает
В Октябрьской долго не могли определить место порыва. Житель звонил каждый день и говорил: «А мне без разницы, что у вас за проблемы. Я хочу круглые сутки получать воду». Желание понятно. Но у нас почти 300 километров сетей. Часть водопровода по поручению губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (не менее 5% в год) заменили. Но все равно порывов много. Бывает, с утра смотрим на адреса, где произошли аварии, и не знаем, куда ехать в первую очередь. Поэтому потери пока будут, потому что есть порывы, которые мы не можем своевременно устранить – это тоже наша проблема. Причина в нехватке техники и рабочих рук. Нам нужны слесари, экскаваторщик, механик, сварщик. Если нет специальности слесаря, наши опытные работники обучат.
Возникает вопрос зарплаты. Работа у нас сложная. Слесари работают порой в ледяной воде, многие болеют. И сейчас часть работников на больничном. Часто приходится выходить в выходные и праздничные дни. Они у нас настоящие трудяги, а средний возраст – 45-50 лет. Думаем поднять зарплату до 30 тысяч рублей. Естественно, дополнительно у нас оплачиваются выходные и праздничные дни.
Перспектива предприятия
С 1 ноября МУП «Водоканал» возглавил Евгений Домницкий, который работает давно, знает все слабые и сильные стороны отрасли.
Однозначно, предприятие будет жить и работать – оно на территории нашего района одно. Каким бы оно не стало, под каким бы названием не работало, будет заниматься поставкой населению воды, потому что без воды и ни туды и ни сюды.
О. Кайдаш.
Цифра
- 14 километров сетей водоснабжения заменено в 2022 году в Крыловском районе.
- На эти цели из бюджетов поселений направлено 12,6 млн рублей.
- Общая протяженность – 274,65 км. с 2016 по 2022 год Заменили – 100,516 км.
Замена 5% в год сетей водопровода на территории МО Крыловский район с 2016 по 2022 год
- 2016 10,97 км
- 2017 14,633 км
- 2018 16,29 км
- 2019 13,66 км
- 2020 16,2 км
- 2021 14,77 км
- 2022 13,993 км