С 2015 года профильное образование в старших классах средних школ России стало обязательным. Одно из основных его преимуществ – это возможность учитывать интересы ученика, его способности в той или ной сфере.
В старших классах сам учащийся уже может толково объяснить, почему ему нравится тот или иной предмет и какие ему даются легко, а значит, и определиться с выбором своей будущей профессии. А углубленно подготовиться к поступлению в вуз или колледж ему помогает школа.
Как рассказала замдиректора по учебной работе СОШ № 2 Нонна Мартыненко, в школе существует три профильных направления для учеников 10-х и 11-х классов: технологический – инженерно-математической направленности; естественно – научный – медико-биологической направленности, гуманитарный – социально-педагогической направленности. По каждому направлению идет системное и углубленное изучение предметов, причем по отдельным программам для 10-х и 11-х классов.
В инженерно-математическом направлении выпускникам по шесть часов в неделю педагог Г.В. Борейко преподает математику. С учителем И.В. Харченко одиннадцатиклассники изучают физику по пять часов, четыре часа отводится на информатику (преподаватель А.В. Кащенко).
Медико-биологическое направление дает выпускникам углубленное изучение химии, биологии (преподаватель Л.С. Масорик) и русского языка (учитель Н.В. Слеткова). На все предметы отводится по три часа.
Ребята, которые выбрали социально-педагогическое направление, изучают право и экономику по два часа в неделю (педагог Н.В. Крикус), русский язык с учителем О.Г. Чернявской – три часа и английский язык – шесть часов с преподавателем Т.И. Косенко.
В 10 классе профильное обучение осуществляется в гуманитарной группе социально-педагогической направленности, в естественно-научном профиле медико-биологической направленности. Ребята изучают такие же предметы, как и одиннадцатиклассники, кроме английского языка.
Оправдывает ли себя эта дополнительная нагрузка для учеников старших классов? Как показывает практика, такое углубленное изучение предметов помогает выпускникам при поступлении. И это не голословное утверждение. Нонна Викторовна сделала анализ данных, как профильное обучение помогло выпускникам 2022 года. И получились вот такие хорошие результаты: семь выпускников прошлого года поступили в учебные заведения медицинской направленности, 14 – социально-экономической и восемь – гуманитарной. 28 ребят при этом стали студентами высших учебных заведений (80%), шесть выпускников продолжили обучение в средних учебных заведениях.
Самое главное, как утверждают педагоги со стажем и опытом, чтобы старшеклассник вместе с родителями сделал правильный выбор профильного обучения. Никто не застрахован от ошибки, но, согласитесь, очень сложно будет на экзаменах тому выпускнику, который перед самим ЕГЭ вдруг поймет: все, что он углубленно изучал два года, «не его». И надо идти сдавать экзамены по другим предметам, в которых он не усердствовал.
О. Подобная, фото автора.