7 декабря более 23 тысяч выпускников Краснодарского края написали итоговое сочинение, 102 из них – в Крыловском районе. Первый экзамен, первые волнения учеников и поддержка учителей.
33 ученика выпустит в следующем году СОШ № 2, все они без опозданий в 9 часов были в школе. Перед линейкой их собрали в одном классе, поддержали напутственными словами классные руководители и учителя русского языка и литературы. Удалось расспросить нескольких ребят: какие темы сочинений они хотели бы увидеть на экзамене, как к нему готовились и какую профессию выбрали?
Эля Ивченко, 11 «А» класс:
– Мне бы хотелось, чтобы были темы сочинений про дружбу и любовь, про самореализацию человека в обществе. В общем, готова к любым темам, все смогу раскрыть. Я буду сдавать ЕГЭ по литературе, поэтому готовилась основательно. Поступать собираюсь на филологический факультет. С учебным заведением и городом, в котором оно будет находиться, пока не определилась.
Анна Зеркаль, 11 «А» класс:
– Смогу написать сочинения на патриотические темы, а также – о чести и совести, о войне, о любви. Хотелось бы, чтобы попалась тема, которую можно раскрыть на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Я прочла его полностью и хорошо помню. К экзамену готовилась очень усердно. Многому меня научила преподаватель по русскому языку и литературе Наталья Викторовна Слеткова, также я занималась с репетитором и много читала сама. Но все равно переживаю: смогу ли я в полном объеме раскрыть тему, правильно подобрать для этого произведения и не допустить фактических ошибок. А поступать я собираюсь в медицинский институт, хочу быть врачом.
Такую же профессию выбрал для себя и Алексей Прядкин из 11 «Б»:
– Хочу поступить в вуз Москвы или Санкт-Петербурга. ЕГЭ буду сдавать (помимо обязательных предметов) по биологии и химии. Хотелось бы, чтобы были темы сочинений о любви и о влиянии людей на природу. При подготовке к сочинению смотрел вебинары. Можно сказать, что к этим экзаменам мы готовились все годы учебы, особенно в старших классах. Сейчас волнуюсь, конечно, но буду очень стараться.
На линейке учеников напутствовали директор школы Евгений Тишков и его заместитель по учебной работе Нонна Мартыненко. Они рассказали ребятам, как им нужно себя вести во время экзамена, что можно делать, а что категорически запрещается. А потом все учащиеся разошлись по трем аудиториям. Перед этим у каждого измерили температуру и проверили металлодетектором.
В этом году старшеклассникам предложили следующие темы для написания сочинений: «Какую жизненную цель можно назвать благородной?», «Что такое взаимопонимание?», «Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?», «В чем ценность исторического опыта?», «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобство и комфорт, могут быть опасны для человечества?», «Что делает человека подлинно счастливым?». В примечаниях была дана расшифровка: в первых двух темах надо рассказать о духовно-нравственных ориентирах в жизни человека, в третьей и четвертой – о семье, обществе, Отечестве в жизни каждого, в пятой и шестой – какую роль для нас играют природа и культура. Как видим, подумать и порассуждать есть о чем. Самой большой популярностью пользовались в этом году первая тема, ее выбрали – 37 человек и последняя – 33 выпускника. Всего три человека писали сочинение по третьей теме. А в общем, выпускники написали сочинения на все предложенные темы.
Вот какой отзыв оставили одиннадцатиклассники СОШ № 3 уже после экзамена: «Это прекрасный опыт для проверки самого себя. Готовясь к итоговому сочинению, мы читали различные литературные произведения, а также тренировались в его написании. В день проведения экзамена было волнительно, но все организаторы были доброжелательны. Это успокаивало».
Порядок и процедуру проведения экзамена в новом учебном году не меняли. Продолжительность написания работы составила 3 часа 55 минут. Оценят ее по системе «зачет/незачет». При неудовлетворительном результате школьники могут пересдать сочинение в дополнительные сроки – 1 февраля и 3 мая 2023 года. В эти же дни напишут работу те, кто по уважительным причинам не смог это сделать в основные сроки.
К сдаче единого государственного экзамена допустят выпускников, получивших «зачет». Вузы могут рассматривать итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения абитуриента и дать дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.
С результатами одиннадцатиклассников ознакомят в школах, выпускников прошлых лет – в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).
О. Галат, фото автора.