В ДДТ учат декоративно-прикладному и театральному искусству, готовят детей к школе, изучают историю казачества.
Побывала в Доме детского творчества и открыла для себя целый мир. Мир, где в трогательных, волшебных, притягательных детских поделках раскрываются юные таланты.
Дом детского творчества является приемником Дома пионеров. И образование дает детям бесплатное. Работают здесь семь педагогов, еще одиннадцать трудятся на базах школ № 1, 2, 3, 4, 7, 10 по совместительству. Директор ДДТ Татьяна Ильинична Жилеева устроила мне сначала небольшую экскурсию по кабинетам. И в каждом из них, как в выставочных залах музея, – море различных детских поделок. И хочется остановиться и рассматривать каждое произведение в отдельности. Очень уютный здесь актовый зал. Есть проблемы, а из них – кадровый вопрос на первом месте. Не хватает педагогов, правда, зарплата здесь небольшая. Также ДДТ расположен вдали от центра, и не все желающие могут сюда добраться. Не помешала бы и спонсорская помощь на приобретение материалов для занятий с детьми.
Легоконструирование, квиллинг, лепка, аппликация
Ирина Жиглатая работает в ДДТ второй год. Сейчас продолжает набор детей по двум программам: «Легоконструирование» и «Прикладное творчество». Занятия будут проходить с детьми начальной школы. Как можно понять из названия первой программы, на занятиях педагог будет учить ребят конструировать дома, замки и многое другое – все, на что хватит фантазии. Квиллинг, лепку, аппликации – такие техники будут использовать на занятиях по прикладному творчеству. Все занятия рассчитаны на развитие мелкой моторики. А в свободное от работы и домашних дел время Ирина посвящает флористике, откуда и зародилась у нее любовь к творчеству.
«Казачата» и «Разноцветный мир»
В 2021-2022 учебном году педагог допобразования Ольга Жиглатая открыла в ДДТ группы казачьей направленности «Казачата» и «Наследие», которые работали на базе СОШ № 2. На занятиях она знакомит ребят с историей зарождения и становления казачества в России, рассказывает о заселении казаками кубанских земель. Особое внимание уделяет героическому прошлому Кубанского казачьего войска и современному возрождению казачества, его культурным традициям, в основе которых всегда лежали: православная вера, верность царю и Отечеству, уважение к старшим, честь и достоинство, трудолюбие, храбрость и мужество.
В новом учебном году Ольга Георгиевна продолжит изучение истории и культуры кубанского казачества в группах «Казачата и «Истоки». А кроме того, она откроет объединение художественной направленности «Разноцветный мир», которое будут посещать воспитанники детского сада № 4. На занятиях Ольга Георгиевна научит детей рисовать, используя интересные и необычные приемы, а также создавать различные коллажи из ткани, кружев, пуговиц; лепить из пластилина и соленого теста, изготавливать объемные поделки из бумаги и много других интересных вещей.
Первый шаг к созданию школьного театра
Есть в Доме детского творчества и театральная студия. Ее ведет Николай Горлачев. Программа рассчитана на два года. Основная задача педагога – обучить детей основам сценической речи (дикция, речевые тренинги) и сценического движения (осанка, правильная походка и дыхание). Занятия проходят в игровой форме. Николай Васильевич учит детей и правилам хорошего тона, вырабатывает навыки поведения в театре, больнице, общественном транспорте. Развивает таким образом коммуникативные способности. После преподавания основ начинается работа над театрализованными этюдами с одним, двумя участниками и в группах. Проходят ролевые игры на разные ситуации, в том числе и с животными. А чтобы кого-либо изобразить, даже котенка или щенка, надо сначала понаблюдать за поведением будущего персонажа. По сути, это первый шаг к созданию школьного театра. После двух лет обучения педагог планирует поставить с детьми небольшой спектакль. Пять детских групп из начальных классов (каждая по 12 человек) занимаются у Николая Васильевича. Из них три – в первой школе и две – в третьей. В свете инициатив министерства просвещения по созданию школьных театров это сейчас востребованное направление.
«АБВГДейка» и «Всезнайка»
Есть в Крыловском Доме детского творчества одно из важных направлений – это подготовка детей, которые не ходят в детский сад, к учебе в школе. Вот уже 26 лет занимается такой нужной работой с ребятишками Елена Постол. Педагогический стаж у нее – 31 год, до этого она работала воспитателем в детском саду «Василек». А сейчас в ДДТ ведет две группы с веселыми названиями «АБВГДейка» и «Всезнайка», в каждой из них по 14 человек. Сюда приходят малыши разных возрастов – с четырех до семи лет – и к каждому надо найти свой подход. Елена Евгеньевна занимается с ними развитием речи, дает начальные знания по математике, знакомит с окружающим миром и, конечно, проводит занятия по развитию мелкой моторики рук – это лепка, аппликация, конструирование. По картинам учит детей рассказывать все, что они видят. Как и в детском саду, они устраивают различные праздники. Занятия с ребятами воспитатель проводит с учетом их интересов. Такой пример, подошел как-то к ней мальчик Ваня и спросил: «Елена Евгеньевна, а вы знаете, что 26 мая – день рождения веника?» К следующему дню воспитатель собрала всю информацию о вениках, о традициях их плетения. Вместе с детьми из ниток они изготовили маленькие венички. Получилась целая история. Главное, детям очень понравилось.
Не раз со своими выставками работ дети становились победителями различных районных конкурсов. В группах много талантливых, одаренных ребятишек: Дима Айнулин, Влада Демьяненко, Рома Николаенко, Злата Ляхова, Варвара Золотухина и другие. Елена Евгеньевна ведет альбом с фотолетописью всех значимых событий. Первая подготовительная группа была создана в 2003 году. Многие дети уже выросли, закончили школы, у некоторых семьи. Они иногда приходят к Елене Евгеньевне, вспоминают свои детские годы и благодарят за все, чему она их научила.
В кружок по вязанию записываются и мальчики!
Декоративно-прикладное творчество преподает детям Наталья Пикула. Она работает с детьми СОШ № 2 и № 3, всего у нее 75 учеников. Делать поделки из природного материала – это так увлекательно: ведь сначала его надо собрать, а потом придумать, что из него можно сотворить. Летом ребята, которые отдыхали на морском побережье, привозят ракушки, камушки. А сейчас настала пора, когда школьники с преподавателем будут собирать шишки, красивые осенние листья, желуди и другой природный материал. Идут в ход также газеты, журналы, яичная скорлупа, бутылки. Прошлой осенью, например, дети смастерили скворечники из пластиковых бутылок! С удовольствием ребята делают поделки из бумаги, к примеру, в технике оригами. Особенно их увлекают бумажные игрушки, которые потом двигаются.
Конечно, очень нравится делать что-либо в необычной технике. Наталья Николаевна показала им как-то на занятии, как можно рисовать… пакетами. У детей это вызвало восторг, они с удовольствием занимались таким необычным видом творчества.
В этом году преподаватель также собирается открыть кружок по вязанию и с удовольствием отметила, что в него записываются даже мальчики.
Детское творчество – отличный способ для ребенка проявить себя, направить нерастраченную энергию в мирное русло. И обычно делать что-то своими руками детям не просто нравится – это приносит им массу удовольствия. К тому же любовь к творчеству в любых проявлениях, во всех возрастах способствует формированию целостной, гармоничной и разноплановой личности. И это еще раз свидетельствует о том, что Дом детского творчества занимается очень нужным и нелегким делом.
О. Подобная, фото автора.