В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 года № 2010 «Об утверждении поручения фондом социального страхования Российской Федерацией сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком» уточнены правила оформления пособий.
При оформлении пособий по болезни, а также по беременности и родам медицинские организации полностью перешли на электронные листки нетрудоспособности (далее – ЭЛН). Застрахованному лицу по его желанию могут предоставить выписку из ЭЛН. Бумажные бланки листков нетрудоспособности выдают в исключительных случаях (например, если сведения о застрахованном лице составляют государственную тайну).
При каждом изменении статуса электронного листка нетрудоспособности (при открытии, продлении, аннулировании) работодатели должны получать сообщение от фонда социального страхования (далее – ФСС). Согласие работника для этого не требуется.
Сведения для расчета пособия необходимо предоставлять фонду только по его запросу и в указанном объеме. Срок составляет три рабочих дня со дня получения данных о закрытии листка нетрудоспособности. Теперь работники могут не подавать заявление о назначении пособия при рождении ребенка и другие документы. Основной массив данных фонд получает в порядке межведомственного взаимодействия и сам назначает выплату.
Для оформления пособия по уходу за ребенком по-прежнему нужно заявление работника. Получив его, работодатель в течение трех рабочих дней должен передать фонду сведения о периоде отпуска по уходу за ребенком, замене лет в расчетном периоде (по заявлению работника), продолжительности рабочего времени (при неполном рабочем дне или неделе).
Фонд может запросить дополнительные данные о выплатах сотруднику, районных коэффициентах, об освобождении от работы и отпусках.
Работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг, получают информационные сообщения о своих ЭЛН, а также могут узнать всю необходимую информацию в Личном кабинете получателя услуг ФСС
Обращаю внимание на новый сервис электронного взаимодействия с ФСС для работодателей – «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). С его помощью можно осуществлять взаимодействие с ФСС в электронном виде как для получения информации об ЭЛН, так и о работе в рамках проекта «Прямые выплаты». Если организация не подала в срок сведения, которые нужны для назначения пособий, ей грозит штраф в размере 5 000 рублей.
Е. Постол, ст. помощник прокурора района.