Основная цель – приобщить к казачьим традициям.
Сегодня в нашем районе 66 казачьих классов, в них обучаются 1369 юных казаков и казачек. Как детям прививают казачьи духовно-нравственные ценности, рассказала классный руководитель 2 «А» класса казачьей направленности СОШ № 3 Наталья Васильевна Петренко:
– 1 сентября 2017 года впервые в нашей школе были сформированы два класса казачьей направленности: 1 «А» взяла педагог Ольга Витальевна Бухарь, 2 «А» – Елена Ивановна Гринь. Основная цель их создания – приобщить учеников к казачьему укладу жизни, к культурным традициям, к устоям кубанского казачества, сформировать духовно-моральные ценности, на которые надо опираться в жизни.
Сегодня с экранов телевизоров и даже в компьютерных играх, на различных сайтах распространяется культ насилия, безнравственности, жестокости. Поэтому и возникла необходимость помочь нашим детям выбрать путь добра. В настоящее время в СОШ № 3 девять классов казачьей направленности, в начальной школе (кроме 2 «А») это – 1 «А» класс, 3 «А», 4 «А» и 4 «Б», классные руководители которых (соответственно): Ирина Александровна Гринь, Марина Ажахмедовна Огнева, Елена Ивановна Гринь, Марина Васильевна Харченко. В старшем звене казачьими являются классы: 5-й, 6 «Б», 7 «А» и 8 «А», руководят ими учителя: Марина Васильевна Катаева, Евгений Васильевич Калустов, Андрей Александрович Лобода, Ирина Алексеевна Дудченко.
– Чем же эти классы отличаются от других?
– Мы готовим уже второй выпуск казачьих классов и заметили, что учащиеся в них более дисциплинированные. В начальной школе дети еще малы, они приходят из разных детских садов и первые шаги учителя направлены на то, чтобы их сплотить, научить самоорганизации. Со второго класса мы выбираем атамана. В этом году в нашем классе было выдвинуто три кандидатуры – все достойные ребята. Состоялось голосование. Дети выбрали самого скромного мальчика – Дениса Москвина. Теперь он – моя правая рука, во всем мне помогает. Даю ему поручения, он доводит их до ребят, они его слушаются. Еще у нас есть три куреня: «Хозяюшки», «Забота» и «Деловые люди». У каждого свой круг обязанностей, за который они несут ответственность. Так приучаем их к порядку.
– Кто из районного казачьего общества вам помогает?
– Из Екатериновского ХКО за нами закреплен в этом году младший вахмистр Владимир Геннадьевич Пупенко. Бывают у нас и атаманы, районный – Михаил Юрьевич Юрченко и Екатериновского ХКО – Павел Иванович Дубинец, от Союза казачьей молодежи – Сергей Евгеньевич Юрков. Сотрудничаем мы также с хором «А годы летят!», к нам приходили его руководитель Валентина Ивановна Тарасова, а также Людмила Ивановна Анненкова, Галина Ивановна Ширина. Директор Крыловского исторического музея Людмила Васильевна Гончарова проводит для детей познавательные экскурсии. Очень интересно рассказывает об истории нашей казачьей станицы. Наш библиотекарь Татьяна Анатольевна Децких организует познавательные внеклассные мероприятия, а в старших классах ведет кружки – «История и современность Кубанского казачества» и «Традиционная культура Кубанского казачества».
Когда школе подарили автобус, у нас в гостях был глава района Виталий Георгиевич Демиров. Дети от нашего класса – Артем Павлов и Варвара Лымарь – преподнести ему по казачьему обычаю хлеб-соль.
К 9 мая мы проводим смотры строя и песни. В прошлом учебном году первое место занял 3 «А» класс (классный руководитель Е.И. Гринь), второе – 4 «А» (И.А. Гринь), а третье – мой класс, тогда еще 1 «А».
– В чем заключается духовно-нравственное воспитание казачат?
– Помимо основных общеобразовательных дисциплин детям внеурочно преподают историю и культуру Кубанского казачества, Основы православной культуры и Казачью доблесть. Ученикам рассказывают о быте казаков, о том, как они жили, о казачьих заповедях, памятных датах, главных православных праздниках. А с 4-го класса ученики начинают изучать заповеди Божии. Детям прививают уважение к родителям, к старшим, любовь к Отечеству, к ее культуре и традициям, ведь казак был земледельцем, тружеником, семьянином и доблестным воином. Он самоотверженно защищал свою Отчизну, свою малую родину, свою семью.
– Как проверяют знания именно казачьей направленности, ведь они внеурочные?
– Начиная с третьего класса, проводим с детьми викторины по полученным знаниям. А с 4 класса ученики принимают участие в казачьем диктанте. И неизменно к нам в этот день приходят казаки и тоже пишут казачий диктант. Само событие для казачат играет важную роль. А в старших классах юные казаки и казачки пишут сочинение «Казачий сказ».
Дети из 1 и 2 классов к казачьему диктанту (поскольку они еще малы для участия в нем) делают семейные поделки на тему казачьих традиций и быта или пекут что-то вместе. К различным праздникам сами мастерят сувениры, а потом мы с учениками поздравляем ветеранов войны и труда, пожилых людей. Дарим им свои скромные подарки. Обязательно собираем посылку солдату. И, конечно, принимаем участие практически во всех патриотических мероприятиях, которые проходят возле Вечного огня.
Все полученные знания, а особенно моральные ценности, кем бы ни стали наши дети в будущем, останутся с ними навсегда и послужат духовным компасом в жизни.
Записала О. Подобная.