Новости

Дорога жизни блокадного Ленинграда

Метки:


«Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!»

Дорога жизни блокадного Ленинграда
“”
Дорога жизни блокадного Ленинграда
“”

По плану Гитлера, Ленинград должен быть стерт с лица земли… Но город выстоял. Вот уж воистину назло всем врагам. Слава о его подвиге и красоте сегодня известны на весь мир. В этом году 27 января в стране отметят 76-ю годовщину со дня полного снятия Блокады Ленинграда, которая длилась с 8 сентября 1941-го по 1944 год. В год 75-летия Великой Победы Санкт-Петербург готовит массу различных мероприятий, посвященных подвигу города.

«Блокадный хлеб»

Кубань присоединилась к Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб», которая идет с 18 по 27 января в напоминание о подвиге мирных жителей Ленинграда. В акции примут участие все муниципалитеты края. В крупных торговых центрах, аэропортах, на вокзалах жители и гости региона смогут получить от волонтеров 125 граммов черного хлеба. Именно такая минимальная норма была установлена для жителей блокадного Ленинграда. Также волонтеры будут раздавать информационные листовки о прорыве блокады.

А у нас есть свой рассказ о тех безмерно горьких событиях, которые заслужили вечную память потомков. Олег Григорьевич Карпенко предоставил редакции материалы о двоюродном дедушке своей жены – Натальи Ивановны. Ее родной дед был участником Сталинградской битвы, а двоюродный – Поздеев Иван Никонович был водителем на той самой легендарной Дороге жизни по льду Ладожского озера, которая стала единственным звеном, связывающим огромный город со всей страной. Когда гитлеровцы замкнули кольцо блокады, в городе осталось примерно 2,9 миллиона жителей, среди них – 400 тысяч детей.

«Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тыс. пайков, на 10 тыс. человек. Водитель, спасай эти жизни!» — такая табличка встречала каждого водителя, съезжающего на лед ладожской Дороги жизни. Мысль об этом гнала вперед почти пять тысяч шоферов, обслуживавших трассу, на протяжении трех зим ее работы.

Среди них был и Поздеев Иван Никонович на своем автомобиле ГАЗ с газогенератором. Иван Никонович родился сразу после революции в 1918 году, в деревне Волдеево Коношского района Архангельской области. В армию был призван в этом же районе еще в 1938 году, участвовал в Финской войне. И только демобилизовался, как через год грянула Великая Отечественная. Парень даже не успел жениться. Воевал он в составе 792 артполка 256 стрелковой дивизии 42 армии, которая с августа 1941 года вела бои на Ленинградском фронте. Из Кировского района города Ленинграда по Дороге жизни он вывозил на Большую землю раненых красноармейцев и жителей города. А обратно вез продукты питания и боеприпасы.

Бензин и антифриз для первых рейсов на Большую землю доставили в город на самолетах. Изрезанная торосами ладожская Дорога жизни официально называлась Военно-атомобильная дорога № 101. Благодаря ей с 25 декабря 1941 в Ленинграде норма хлеба по рабочей карточке была увеличена на 100 г, по карточкам служащих иждивенцев и детей — на 75 г. Для некоторых ленинградцев это стало спасением.

«И вот бензином руки он смочил, поджег их от мотора»

В ту первую зиму существования Дороги жизни в окрестностях Ленинграда стояли лютые морозы, в ночь на 31 декабря было зафиксировано – 51,7 градуса! В «Ленинградской поэме» Ольга Берггольц описала случай, когда у одного из шоферов в рейсе заглох мотор. Он попробовал его запустить, но руки от мороза одеревенели настолько, что он едва мог оторвать их от руля. «И вот бензином руки он смочил, поджег их от мотора, и быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера…»

В целях светомаскировки фары водителям предписывалось гасить: фронт зачастую приближался к Дороге жизни на расстояние 15 км, над ней курсировала немецкая авиация. В конце осени – начале зимы 1941-го года водители выбирали между опасностью попасть под обстрел немецкой авиации или уйти с трассы в условиях плохой видимости и замерзнуть насмерть на ладожских просторах. И чаще всего шоферы выбирали первое и включали фары. О ситуации в городе было хорошо известно всем. Они ежеминутно рисковали жизнью, выходя на льды Ладожского озера. И это не просто громкие слова. Только за одни сутки 29 ноября 1941 года под воду ушли 52 автомобиля, за первую зиму – порядка тысячи. И это на отрезке длиной 30 километров!

Поэтому никто не закрывал дверцы машины, невзирая на пронизывающий до костей холод. Так оставался шанс успеть выбраться из тонущей машины. Когда ситуация была особенно опасной (грузовики совершали рейсы и по уже тающему льду), водители всю дорогу ехали на подножке машины. Тридцатикилометровый ледовый участок таким образом превращался в серьезное и длительное испытание. Ведь ехать приходилось на малой скорости.

Дорогу бомбили почти круглосуточно

Однако опасности этим не исчерпывались. Гитлеровцы бомбили Дорогу жизни практически круглосуточно. Немцы старались наносить авиаудары по колоннам во время перевозок грузов. Они целились как по самим грузовикам, так и по дороге следования, стремясь разрушить саму трассу. Зимой 1941-1942 годов советские истребители совершили над озером 143 воздушных боя, а ПВО сбили 51 фашистский самолет.

Капризная погода тоже практически атаковала ладожскую военную дорогу. Поднявшаяся метель быстро уравнивала проложенную по льду дорогу с окружающим нетронутым пейзажем. Была крайне велика опасность сбиться с пути. Немало водителей погибли от холода, заблудившись в метель. Позднее, в следующие зимы, на Ладоге появится настоящая инфраструктура – посты техпомощи, пункты обогрева и питания, регулировщицы, стоящие через равные промежутки пути, и знаки, а маломощные «газики» заменили на более совершенные трехтонки ЗИС-5.

Участки ледовых дорог рассчитывали и прокладывали, опираясь на данные водолазов и ученых из Гидрологического института. На оперативной военной карте Дорога жизни постоянно меняла свои очертания. Часто причиной становилось то, что доставка грузов проходила по участкам, которые из-за бомбежек становились аварийно-опасными. Да и погода постоянно вносила свои коррективы. Изменения температуры, подводные течения и другие внешние факторы очень влияли иногда на весь маршрут, а иногда только на отдельный участок трассы. Только за первую зиму ледовая дорога полностью передвигалась четыре раза. А некоторые участки меняли свою конфигурацию 12 раз. За время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая третья провалилась под лед или была расстреляна немецкими самолетами. Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера. Говорят, что и сейчас, если лететь над Ладогой, кое-где сквозь воду видны черные прямоугольники – остовы легших на дно полуторок. Некоторые из них стали братскими могилами: известны случаи, когда ослабленные блокадой ленинградцы не могли быстро покинуть кузов и тонули.

Водители получали такой же паек, как и блокадники

Шоферы, работавшие на «Дороге жизни», вообще достойны отдельной истории. Они проводили при жутком холоде по 12 часов за рулем, совершая за день по 5-7 рейсов через все Ладожское озеро, но при этом получали такой же скудный паек, как и простые блокадники. Однако никто из них не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград. Ледовая переправа в зиму 1942-1943 года представляла еще большую опасность, чем годом ранее. В результате мягкой зимы с частыми оттепелями лед часто взламывался, и это приводило к еще большему числу провалов, но Дорога жизни даже в таких условиях продолжала действовать. Всего за два года по льду Ладожского озера, согласно официальной статистике, было эвакуировано более 640 тысяч человек, доставлено в город 575 тыс. тонн различных грузов и переправлено на Ленинградский фронт около 300 тыс. солдат и офицеров.

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Всего ленинградцам пришлось пережить три блокадные зимы. И хотя именно в это время лучше всего действовала ледовая дорога и по ней могли доставлять немалое количество тонн грузов, зимы блокады были самым тяжелым временем для ленинградцев. Ведь к острой проблеме недоедания добавлялся холод. Центрального отопления не было. Электричества не было. Те счастливчики, которые смогли обзавестись печкой-буржуйкой, потихоньку сжигали в ней все, что могло гореть. В некоторых случаях в ход шли даже мебель и паркет. За первую зиму – с декабря 1941 по февраль 1942 года – в Ленинграде погибли четверть миллиона человек. Но с увеличением норм выдачи хлеба смертность стала меньше. Блокадный Ленинград, несмотря на свое бедственное положение, продолжал снабжать фронт вооружением. На Кировском заводе изготавливались танки, которые переправлялись по льду Ладоги самостоятельно. Только за первые полгода блокады город построил около 700 броневых машин.

Дорога жизни продолжала работу до апреля 1943 года, то есть даже после снятия блокады. Всего на ней работали больше 20 тыс. человек. Сколько из них отдали свои жизни, чтобы мог жить Ленинград, точно не известно до сих пор…

Вспоминать о войне не хотел

«Война долго не отпускала моего отца, – вспоминает сын Поздеева И.Н. – Николай Иванович.- Я нередко слышал из его спальни крики: «Вперед! В атаку! За Родину! За Сталина!» Потом он выходил из спальни со слезами на глазах. И долго курил папиросы «Север»». Поздеев Иван Никонович вспоминать о войне не хотел. Если говорил о ней, то очень немного. И в мирные дни он горевал о погибших товарищах. Иван Никонович участвовал в боях прорыва блокады Ленинграда, а также за освобождение Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши. В апреле 1945 года в составе 42 армии он штурмовал позиции Курляндской группировки противника. Награжден медалью «За отвагу».

В 1946 году его часть была переведена в город Бельцы Молдавской ССР. Там он встретил свою единственную, любимую Аннушку. Они поженились, жили вначале в городе, потом переехали в село Александрены. Там не было ни одного водителя, люди ездили на подводах. Иван Никонович стал первым водителем на селе и обучил этой нужной профессии около 15 человек, они сами и их семьи долго вспоминали своего учителя добрым словом. У Ивана Никоновича и Анны Ивановны родились пятеро детей, в которых они воспитывали трудолюбие, честность, добросердечность и безграничную любовь к своей Родине.

О. Подобная.

Предыдущий материал

Отправили очередную гуманитарку

В станице Новосергиевской побывали участники СВО с херсонского направления. С ними передали гуманитарную помощь волонтеры.

Подробнее

«В раю у Бога вечный полк России преданных героев»

На торжественном мероприятии в казачьей СОШ № 5 станицы Октябрьской состоялось вручение ордена Мужества жене и дочерям героически погибшего в зоне СВО Владимира Коновалова. На мероприятии присутствовали глава муниципалитета Виталий Демиров, военный комиссар Павловского и Крыловского районов Валерий Григоренко, заместители главы Елена Рябович и атаман Екатериновского (Крыловского) РКО Михаил Юрченко, глава Октябрьского сельского поселения Алексей Кузема, Юлия Коновалова с дочерьми Миланой и Викторией, наши бойцы-земляки из зоны СВО, руководитель волонтерской группы «ZМы вместе силаV» Марина Погосян со своими единомышленниками, казаки Новомихайловского ХКО, депутаты Совета поселения.

Подробнее

Бойцам – к празднику

Подарки, собранные школьниками в ходе масленичной недели были доставлены бойцам СВО. – 18 марта отмечался день образования 429-го мотострелкового полка. У этого подразделения долгая и славная боевая история. Еще со времен Великой Отечественной войны его военнослужащие отличались храбростью, мужеством и отвагой, – рассказывает руководитель волонтерской группы «ZМы вместе силаV» Марина Погосян.

Подробнее

Чтобы там было теплее

Эту группу женщин из станицы Крыловской объединяет одно общее дело: они помогают участникам СВО. Некоторое время назад к Анне Ивановой обратилась знакомая из Ставрополья с просьбой помочь вязать теплые носки участникам СВО. Женщина с радостью согласилась и привлекла к этому занятию своих знакомых. Так образовалась небольшая группа, в которую, кроме Анны, вошли Татьяна Виткалова, Вероника Руденко, Людмила Печенкина, Нина Камянская, Татьяна Самсонова, Ольга Лобачева и Любовь Мироненко.

Подробнее

И на богослужении побывали, и помощь оказали

В великий двунадесятый праздник Сретения Господня ученики казачьей СОШ № 5 имени ветерана Великой Отечественной войны Якова Павловича Сторчака побывали на службе в Михайло-Архангельском храме ст. Октябрьской. И пришли они туда не с пустыми руками.

Подробнее

Теплые подарки бойцам СВО

Волонтеры района не перестают радовать хорошими новостями. В преддверие Дня защитника Отечества провели акции в станице Кугоейской и в селе Шевченковском.

Подробнее

Собрали помощь

Жители Крыловского района продолжают оказывать гуманитарную помощь новым регионам РФ.

Подробнее

Дружим районами: добрые дела объединяют

Добровольческое движение объединяет людей разных возрастов, живущих в разных районах и даже регионах. Вот один из последних примеров: представители волонтерской группы «ZМы вместе силаV» из Крыловского района: руководитель группы Марина Погосян, председатель Крыловского местного отделения ДОСААФ Геннадий Мирный и супруга мобилизованного Анастасия Безносенко побывали в гостях у своих юных коллег – добровольческой группы «Вместе мы сила!» из Павловского района.

Подробнее

«Душевные здесь люди, настоящие»

«Люди там хорошие. Просто замечательные. Сильные, волевые», – так о казаках-добровольцах из сводной казачьей бригады «Дон» имени Архистратига Михаила говорят волонтеры группы «ZМы вместе силаV», побывавшие у них в гостях.

Подробнее

С каждой сетью – сувенир из дома

В прошлом году мы уже писали о шевченковской группе по плетению маскировочных сетей. Ее участницы живут в разных уголках села, люди разных взглядов и возраста, не все были хорошо знакомы, но желание помочь их объединило. Ради победы, общего дела, по зову сердца они делают свою работу.

Подробнее