Новости

Короткая память или Без Бога в душе, без царя в голове


– Напиши «Зацепило!».

– Да пап, о таком даже вслух говорить стыдно, не то что в газету писать. Не детвора же по глупости и незнанию это натворила, а у взрослых элементарные понятия должны быть… Позвоню в поселение, попрошу помочь…

Этот разговор состоялся несколько недель назад, когда мы семьей приехали на кладбище проведать могилки родных и немного прибраться. Обычно подходим и к братской могиле, где захоронены бойцы, погибшие в августе 1942 года, при оккупации нашей станицы. Картина, которую застали в этот раз, мягко говоря, ошарашила. В нескольких метрах от памятника, аккурат у чьей-то беспризорной могилы, выросла куча мусора: куски бетона, пленки, ветки, листья – кто-то наводил порядки, а донести до места, где стоят контейнеры и регулярно собирается мусор, не сподобился. Где вынес, там и оставил.

На следующий день позвонила в муниципальное казенное учреждение по материально-техническому обеспечению сельского поселения, изложила суть проблемы: дескать, убрать надо поскорее. Руководитель Игорь Сергеевич Сильченко отозвался сразу. Оказывается, при объезде территории этот момент был замечен и туда уже направлены рабочие…

На тот момент мы были уверены, что это кто-то один так «отличился», больше ни у кого рука не поднимется…

Увы! Прошло совсем немного времени, и, будучи на кладбище, застали мы стихийную свалку на том же месте. Причем это был уже другой мусор. Прежнее безобразие, как и было обещано, рабочие от поселения убрали, а на его месте выросло новое.

Как это расценивать? Узнай мы, что такой эпизод произошел где-то в стране, переживающей бум декоммунизации, расценили бы это как акт вандализма. А когда здесь, у себя? Это исторический склероз? Черствость? Беспросветная глупость? Что это?

Слов нет – одни эмоции! Но профессия обязывает, постараюсь найти, хотя и не уверена, что люди, которые позволяют себе так поступать, вообще читают газету. Но может, хоть сарафанное радио донесет?

Как же это, земляки? Значит, это не кто-то один, случайно, безо всякого злого умысла, без задней мысли (и передней тоже) с памятью усопших не посчитался, значит, это уже несколько? Лишь бы у наших чистенько было, а там пусть другие прибираются? Так?

А о том, что в этой братской могиле лежат самые близкие НАШИ, не подумалось? Среди них не было рожденных на этой земле, но они навсегда стали крыловчанами, кровно родными каждому из живущих здесь, в тот день, когда расстались с жизнью, отступая, но веря в то, что враг будет разбит и победа будет за нами. Они так никогда и не узнали об этой Победе, они просто сделали то, во что верили.

Это не громкие слова. Это то, что было на самом деле. Ни в каком-то кассовом фильме, а здесь, у нас, относительно недавно по историческим меркам, свидетели еще живы…

Короткая память – это страшно. Хуже некуда, когда теряется связь между поколениями, когда забываются уроки истории, не помнятся имена прапрадедов, когда люди, связанные кровными узами родства, становятся чужими и живут по принципу: человек человеку волк, главное – успеть урвать для себя. Когда нет Бога в душе и царя в голове, в эту голову можно вложить все, что угодно. Когда человек не умом и сердцем живет, а желудком и удовлетворением своих исключительно плотских потребностей, что хорошего может ожидать такое общество?

Раньше слово старшего было закон, а память об ушедших – священна. Первым, что отстраивали на новом месте, был храм, а кладбища располагали на въезде в станицу, чтоб каждый прибывающий в первую очередь поклонился предкам, а все живущие не забывали, что мы на этом свете гости: пришли на время и уйдем каждый в свой срок. А потому не стяжательством надо заниматься, а о душе подумать. За последней чертой ничего мирского не понадобится. Сейчас многое поменялось, и мы оправдываемся, что в другое время живем. А что время? Оно бежит также, и у каждого из нас его не так много, чтоб оставить что-то хорошее после себя. В этом смысле, не в обиду крыловчанам, но в пример хочется привести октябрьцев: храм построили, по крупицам, но собирают средства на памятник отцам-основателям станицы… А что в райцентре? Неловко даже говорить, но когда по осени бросили клич, пригласили на субботник на территорию, отведенную в центральном парке под строительство храма, в сети развернулась дискуссия о том, что «на таком-то видном месте лучше бы площадку для экстремальных видов спорта сделали, а то забором огородили и не строят!» А того, что место, которое огородили, и к нему прилегающая территория – первое станичное кладбище, разрушенное с полвека назад, – в голову, озабоченную «экстремальными развлечениями» не пришло. И самое лучшее и правильное, что здесь можно сделать, – это храм построить, всем миром. И в новом благоустроенном парке вести себя надо достойно, помня о том, что это за место, а не только потому, что здесь камеры наблюдения обещают повесить…

Сейчас, кто-то может сказать, что начала с одного, перескочила на другое. К чему это все? На самом деле все это звенья одной цепочки: мы слишком легко и слишком быстро позволяем себе забывать очень важные вещи. Есть такая хорошая штука, не очень удобная, но жизненно необходимая, называется совесть. Это когда мы в первую очередь не требуем, что нам должны, а думаем, что можем сделать мы. Не что нам должен район, а чем я могу помочь землякам? И порой эта помощь будет заключаться уже в том, чтоб не делать чего-то такого, с чего этот рассказ начался. И еще надо помнить, чем и кому мы обязаны, потому что как только мы забываем – хорошего будущего мы не заслуживаем, а имеем то, что имеем.

М. Любченко.