Новости

Женщина легендарного поколения

Метки: | |


Этого человека знают многие жители района как одного из комсомольских лидеров, делегата XV съезда ВЛКСМ, очень добросовестного, честного административного работника, той самой старой закалки, которая для нынешнего поколения всегда будет примером. Но когда я познакомилась с ней поближе, была потрясена ее судьбой. Можно сказать, что жизнь ее протекала в соответствии с постулатом: «Что нас не убивает, то делает сильнее». О ней можно было бы написать роман, возможно, не хуже «Тихого Дона»…

Предки осваивали Сибирь

Родилась Надежда Корнеевна Тарануха в октябре 1943 года в станице Гривенской Славинского района (ныне – Калининского) в многодетной крестьянской семье. Ее мама Анна Кондратьевна родила семерых детей, в живых остались пятеро – три сестры и два брата. Отец – Рец Корней Емельянович был из тех немцев-переселенцев, которые когда-то осваивали Сибирь. Работал он в пароходстве телефонистом, обслуживал линию от Гривенского до Ачуево. Мама сначала трудилась в колхозе, но когда семья стала многодетной, работу ей пришлось оставить. Родители Надежды были людьми трудолюбивыми, к труду приучали и детей с малых лет. Жили они недалеко от реки Протоки, которая впадает в Азовское море, вокруг были плавни, поэтому больше всего семья занималась ловлей рыбы. Когда разрешали ловить рыбу, семья заготавливала ее на несколько месяцев, в основном – солили. Было у них и хозяйство: корова, утки, гуси, кролики. У всех детей были свои четкие обязанности, расписанные буквально по часам.

У отца, как помнит Надежда Корнеевна, были золотые руки. Слыл он хорошим хозяином и людям много помогал, все его уважали. Он плел сети, делал лодки, каюки (ему в колхозе разрешали пилить тополя на указанных местах), крыл крыши камышом с гребешком. Зимой семья заготавливала камыш (толстый шел на изгороди, тонкий – на крыши) на плавнях, там работали все, кроме Анны Кондратьевны и маленьких детей. Весной объем воды в реке поднимался на четыре – пять метров, затопляя низину, из-за чего некоторые хутора переселили. А близ станицы Гривенской стояла семиметровая дамба, которая и спасала ее от затопления.

Лакомство – лепешки из чакана и кукурузы

Когда дети возвращались из школы, каждый знал, что ему делать. У Надежды с братом Владимиром была обязанность: на верстаке опилить доски (как наметил отец). Кто-то в это время заготавливал корм для кроликов, другие дети переправлялись на другой берег реки за чаканом (разновидность рогоза), его копали, сушили, мололи, добавляли кукурузную муку и делали лепешки для семьи. Земли было всего две сотки (только в начале 50-х им выделили участок земли под огород). Поэтому кукурузу Анна Кондратьевна ранним утром (чтоб милиция не поймала, иначе – два года тюрьмы), выменивала на рыбу на местном рынке.

«Как-то трудились весной. Увидели маму, подошли к ней:

– Мама, йисты…

– Робыть! – ответила она и ушла.

Через некоторое время приходит с куском лепешки и рассказывает, что встретила зайчика на дороге, и он поделился с ней. Она два кусочка нам отломила, а третий оставила малышам. В речке их мочила и давала им есть. Колодца у нас не было, водопровода тоже, воду для всех нужд своих из речки носили… Вот так трудно мы жили, – рассказывала Надежда Корнеевна. – Как-то пошла я к дому лесника, орехов насобирать, и увидела на поле, колоски. И я пошла по полю их собирать. Вдруг слышу топот копыт – на меня летит объездчик-милиционер с нагайкой. Как я бежала, не знаю! Но забежала в камыши, туда лошадь не пошла. А я потерялась и не знала куда идти, пока не услышала голос матери… Вернулась такая счастливая, что колоски раздобыла… У папы были три сестры, которые жили в хуторе Курды. Они работали в колхозе и имели огороды, помогали нам картошкой иногда».

Все же основной едой у семьи Рец была рыба. Надежда однажды чуть не утонула, когда они почти всей семьей ночью сетями ее ловили. Сеть заполнилась рыбой и стала тащить девочку за собой в реку. А кричать нельзя было, иначе рыбнадзор всех арестует. Мать, почувствовав неладное, прибежала к дочке на помощь. Больше на ловлю рыбы ее не брали, поставили смотреть за хозяйством.

Днем училась, ночью работала

Учеба в восьмом классе в то время была платной. Когда старшая сестра Тамара закончила 7 классов, надо было заплатить за восьмой 75 рублей, причем с первого дня учебного года. Корнеевна помнит, как мать выглядывала тогда своего мужа, которого ждали с зарплатой. Мать выбежала ему навстречу: «Ну что, получил?» А он только руками развел: «Нет, маты, на заем подписывали». Сидел сотрудник КГБ в день зарплаты, и не отдать деньги на государственный заем было невозможно.

Надежде повезло больше: когда она закончила восемь классов и стала проситься в сельскохозяйственный техникум, там стипендию давали – восемь рублей. Уговорила мать и поехала, сдала экзамены, поступила. С этих восьми рублей за квартиру платила пять, три ей оставались. За продуктами ездила к родителям бесплатно на судне, ее капитан знал (отец работал в пароходстве). А три рубля экономила – хлеб покупала (20 копеек – белый, 16 – черный, 70 – сахар, в кино сходить – 10 копеек). Но потом в семье подросли другие дети, их тоже надо было устраивать, налоги выросли – за каждое дерево нужно было платить. Наде помогать не смогли, и она устроилась работать ночной дояркой. Днем училась, ночью работала. Так продолжалось полгода. Потом ее вызвали на педсовет за то, что она спала на занятиях. Надежда рассказала, что работает дояркой. Ей дали талоны на питание и сказали: «Учись, еще успеешь поработать».

Жили они тогда на квартире у жены генерала, было их пять девчат, и хозяйка предложила кому-нибудь из них подрабатывать – полы мыть у нее, убирать, белить. Все отказались, кроме Надежды. Девочка не гнушалась никакой работы. За это хозяйка сначала кормила ее, потом сказала, чтоб она деньги за квартиру не платила. Она была хорошей модисткой, подсказала девушке, чтоб купила материал и пошила ей сарафан и блузочку, потом еще – юбку солнцеклеш (из материала, который мама отдала).

Вдали – «гриб» от взрыва

Техникум Надежда закончила и попала в колхоз «Серп и Молот» станицы Кугоейской. Председателем тогда был Придатько Иван Дмитриевич. Девушку поселили в семье Таранухи Данилы Петровича и Елизаветы Кузьминичны. Они воспитывали своего племянника Николая – среднего сына погибшего на войне брата Данилы Петровича (своих детей у них не было). Мальчика (по договоренности с его матерью) взяли к себе, потому что он уже стал пухнуть от голода. Он с отличием закончил школу, потом высшее военное училище. К тому времени, когда Надежда у них поселилась, уже был военным летчиком. Служил в Томском военном округе и как-то их эскадрилью подняли по тревоге и направили в казахстанские степи. Летят и видят, как вдали поднимается «гриб» от взрыва, а в окно самолета видно – внизу люди ходят, лошади, верблюды пасутся… Никто ничего не знал. После этого он попал в военный госпиталь в Москве.

Надежда работала в колхозе агрономом. В то время во всех колхозах люди трудились за трудодни, денег никому не платили, кормили работников в столовых и после сбора урожая выдавали натуроплату. Поэтому народ выживал – кто как мог. Только в конце пятидесятых, начале шестидесятых начал вводиться гарантированный минимум с денежной оплатой труда.

Хор, танцплощадка, музей

По полям Надежда Корнеевна сначала ездила на бидарке, потом на тракторе. Стали платить зарплату. Тут на побывку приезжает Николай Иванович Тарануха и делает Надежде предложение. Молодые уехали в Мичуринск, где у них родился сын. Было голодно. Николаю Ивановичу давали на заводе килограмм манной крупы, сахара, на рынке можно было купить только ржаной хлеб, там же часто продавали собачатину… Николай Иванович отправил жену и ребенка на Кубань, к родителям. И сам вскоре тоже переехал в Кугоейскую. Надежду Корнеевну пригласили работать в колхоз агрономом. Колхоз «Серп и Молот» в то время был очень бедный. Там вскоре председателем стал Яценко Павел Васильевич, а секретарем парткома Молодченко Иван Петрович. Пригласил он Надежду Корнеевну к себе и предложил стать секретарем комсомольской организации, насчитывающей 74 человека. Кугоейская тогда входила в состав Кущевского района.

Надежда Корнеевна начала работу с собраний молодежи по хуторам. Хуторов и сел было: Ульяновский, Розенталь, Сиротино, Калинина, Буденного, Ириновка, Красногоровка. На собраниях отмечали людей, кто хорошо работал, планировали субботники и другое. Организовали тот самый знаменитый хор «Кугоейский сувенир» из 52 человек. Инициативу очень поддерживали комсомольцы – Митя Рябенко, его брат, Нина Калиниченко, Василий Воронов, Гриша и Тамара Стрюковы, Нина и Коля Омельченко и другие. Вскоре хор гремел славою на весь район и за его пределами.

Потом комсомольцы проявили инициативу: организовали танцы в клубе и сделали танцплощадку на улице, трудились после работы. Из других колхозов приезжали посмотреть на нее. Комсомольцы и школьники насадили парк, где сейчас сельский клуб и правление. Потом парторг и председатель дали задание организовать группу комсомольцев, которые будут нагружать зерном машины по ночам. Ночью они работали с 21 до 2 часов, а утром шли на работу. Стали создавать комсомольские молодежные звенья по фермам, по бригадам.

В то время была очень популярна книга «Молодая гвардия» Александра Фадеева, проводились тематические вечера, и Евдокия Никитична Власенко предложила: «Давайте свяжемся с городом Краснодоном». Сказано – сделано. Собрали делегацию из 18 человек и поехали в Краснодон сразу после Нового года. Посетили музей, посвященный молодогвардейцам, им организовали встречу с мамами Любови Шевцовой, Ивана Земнухова и Володи Осьмухина, экскурсии по городу, по памятным местам. А потом они пригласили трех мам, с которыми встречались, в Кугоейскую и послали за ними автобус. Тут их провезли по всему району, по всем отделениям колхоза «Серп и Молот», где они встречались и с комсомольцами и с коммунистами.

Поездка в город Краснодон вдохновила Е.Н. Власенко на создание своего исторического музея.

А в 1964-м Надежда Корнеевна родила дочь, девочка не дожила до трех лет, умерла, врачи ничего не смогли сделать…

Делегат XV съезда ВЛКСМ

18 лет проработала Надежда Корнеевна в Кугоейской. В 1966 году ее избрали делегатом XV съезда ВЛКСМ. Для нее это было неожиданно, она расплакалась. Одним из первых вопросов был: «В чем же я туда поеду, мне нечего надеть». Обули и одели ее с иголочки: колхоз выделил средства. Пошили белый и черный костюмы, купили белую и черную сумочки, белые и черные туфли, балоневый плащ и зеленое немецкое пальто. От края ехала делегация 60 человек, в их числе Н.К. Тарануха. В Москве осуществилась ее мечта: она увидела в мавзолее Ленина В.И.. Неделю жили в гостинице «Пекин». Надежда Корнеевна помнит, как ноги дрожали – ступать по такой красоте. Выдали им талоны на питание, да так много, что они под конец набрали на них еще продуктов из столовой. Были и экскурсии: посетили кабинет Ленина в Кремле, Горки, прошли по царским палатам. На съезде встречались с космонавтами, героями и разведчиками Великой Отечественной войны. В Большом театре – с актерами Олегом Табаковым и Михаилом Казаковым, брали автографы. Один раз Надежда Корнеевна чуть не попала под колеса правительственного кортежа с самим Брежневым Л.И.: дорогу перебегала и каблук в брусчатке застрял… Впечатлений, конечно, была масса.

Что самое страшное для матери

После этого Надежду Корнеевну приглашали работать в крайком, она отказалась, побоялась такой большой ответственности. Но в 1980 году в феврале с семьей пришлось переехать в Октябрьскую. Перед этим Надежду Корнеевну первый секретарь райкома партии Вадим Зинченко все время уговаривал, а потом поставил ультиматум: «Забирайте мужа, детей, вам не будет работы, если вы не переедите в колхоз «Октябрь». К тому времени, несмотря на запрет врачей, Надежда Корнеевна родила вторую дочь Олечку. В Октябрьской она пошла во второй класс, а сын – Сережа – в 9-й. Он потом закончил институт в Харькове и там остался работать инженером на заводе. Женился, родились у них две дочери. В 2004 как-то получил он зарплату, возвращался домой, зашел в ларек, накупил продуктов. А в подъезде его уже ждали… Очень сильно избили… «Скорая» забрала его в больницу, сразу не обследовали никак, просили денег. Утром он проснулся, сказал, что ему надо на работу. Никто его не остановил. Он не дошел до остановки, упал и умер… Самая страшная трагедия для матери, это хоронить своих детей. Ее отрада сегодня – это дочь, три внучки и правнуки.

Гонения

В колхозе «Октябрь» Надежда Корнеевна долгое время работала заместителем председателя по культурно-массовой работе. Она всегда была человеком честным, видела приписки, не молчала и ее перевели на другую работу. В 1988 ей предложили несколько должностей: председателя колхоза «Россия», управляющей отделением в колхозе, секретарем исполкома Совета. Надежда Корнеевна отказалась от всего и попросила работу писаря, чтоб она не была связана с политикой. «Я не могу равнодушно смотреть на вещи, которые в рамки моей морали не укладываются», – прокомментировала она.

И последовали самые настоящие гонения. Ее стали выгонять с семьей из квартиры, потому что она была колхозная, и не давали положенный ей по закону расчет за долгие годы работы в колхозе: ни премиальных, ни зерна, ничего. Она обратилась в райком партии к первому секретарю, он вызвал председателя колхоза, стукнул кулаком по столу и сказал ему: «Это тебя надо было выгнать, но у тебя связи в крае. И мы убрали ее. Так! Сейчас пока она доедет до дома, чтобы все у нее было, что вы ей должны!».

Но вскоре партии не стало и у Надежды Корнеевны на собрании снова отобрали квартиру и не дали земельный пай. За пай, опустив головы, проголосовали все. За нее вступились Кобыленко Иван Андреевич, Иван Иванович Охрименко, Анатолий Николаевич Штепенко, Пелипенко Нина Васильевна и женщины со второго отделения. Очень поддержали ее морально тогда Светлана Леонтьевна Даценко и Галина Дмитриевна Касьяненко. Но квартиру ей пришлось возвращать через суд. Причем, когда районный суд присудил оставить ей квартиру, колхозное правление подало кассационную жалобу в край. Но и в крае оставили в силе решение районного суда. Однако после этого были еще длительные преследования. Уже когда она работала секретарем в Сельском Совете, провели анкетирование с вопросом: «Кого бы вы хотели видеть председателем Совета станицы Октябрьской?» И 53% опрошенный ответили: «Н.К. Тарануху». Надежду Корнеевну тут же выгнали с работы по статье 33. Она восстановилась на своем месте через суд и ей выплатили еще определенную сумму за моральный ущерб. В 2001 Надежда Корнеевна ушла на пенсию, а в 2008 ее снова пригласили в местную администрацию, где она трудилась еще три года.

Надежда Корнеевна заслуженно является ветераном труда, ее трудовой стаж 43 года, она награждена орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд» и другими. До сих пор она поднимает злободневные вопросы на собраниях. Не может оставаться равнодушной к проблемам людей. Такой она человек…

О. Подобная.

Предыдущий материал

С баяном неразлучны

В крае продолжается цикл мероприятий, посвященных Году семьи. Так, в марте в главной сокровищнице истории края – музее им. Фелицына – министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина вручила награды и подарки семи кубанским многодетным семьям.

Подробнее

Полет в вечность

9 марта Юрию Гагарину исполнилось бы 90 лет Большинство экспонатов музея Ю.В. Кондратюка станицы Октябрьской посвящено космосу. В его витринах можно увидеть макеты двигателей космических ракет, гелиоракетоплана, стыковки космических кораблей «Союз-Аполлон» и многое другое. Помнят здесь и о легендарном космонавте Юрии Гагарине, которому 9 марта 2024 года исполнилось бы 90 лет.

Подробнее

Сладкое лекарство для души

«Надеваю лапти волшебные, беру корзинку со сказками да подарками, иду во леса дремучие да в палаты каменныя. Открывайтесь, затворы железныя, отворяйтеся, двери закрытыя… Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Пусть же сказка наяву совершается, чудесами дивными наполняется…»

Подробнее

Музей истории Новомихайловской: погружение в прошлое и связь с предками

После того как в «Авангарде» вышла статья «Шире круг, друзья музея!», на нашу страничку в ВК пришло письмо от Григория Новосельцева, который поделился своим впечатлением от знакомства с музеем. Выдержки из этого письма мы хотим представить вам, наши уважаемые читатели.

Подробнее

Шире круг, друзья музея!

Музей истории станицы Новомихайловской начинался с почина энтузиаста и подвижника Николая Майстровского. От «Станичников» до музея Начав свою работу на этой стезе уже в зрелом пенсионном возрасте с клуба «Станичники», за 10 лет Николай Иванович не просто собрал богатую экспозицию предметов быта, фотографий и семейных историй как дореволюционного периода, так и времен СССР, но и привлек к сотрудничеству многих неравнодушных людей. Они в свою очередь стали непосредственными участниками и помощниками в организации традиционных Новомихайловских встреч.

Подробнее

Полвека духовной связи с космосом

Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка отметил юбилей Поздравить юбиляров собрались, коллеги, друзья и станичники, пришли почетные гости: заместитель главы района Елена Рябович, исполняющая обязанности начальника отдела культуры Крыловского района Наталья Кривопустова, заместитель председателя совета ветеранов Октябрьского поселения Галина Остащенко.

Подробнее

Это нужно увидеть своими глазами!

После долгого ремонта в райцентре распахнул свои двери для любителей старины Крыловский исторический музей. Это событие стало возможным благодаря поддержке в рамках национального проекта «Культура».

Подробнее

История района за полчаса: красиво, глубоко, патриотично

Как крыловчане принимали XV Кубанский музейный фестиваль. «Вы счастливые люди, у вас очень хороший, красивый район. Я впервые здесь и в восторге от чистых улиц и прекрасного благоустройства – мы не ошиблись, выбрав это место для проведения фестиваля», – такими словами приветствовала крыловчан и всех участников XV Кубанского музейного фестиваля министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина.

Подробнее

«Любите и цените Счастье! Оно рождается в семье!»

С чудесной гостеприимной семьей познакомили меня недавно в хуторе Сиротино Кугоейского сельского поселения. 40 лет совместной жизни отметили в феврале этого года супруги Людмила Владимировна и Владимир Викторович Ляш.

Подробнее

Хутор небольшой, а жизнь бьет ключом

Сиротино – гостеприимный и уютный. Как живет сегодня хутор Сиротино Кугоейского сельского поселения? Все свежие новости рассказали в местном одноименном сельском клубе. Здесь нас встретили три обаятельные женщины: заведующая клубом Ольга Овчаренко, заведующая библиотекой Галина Псюкалова, ответственная за уборку служебных помещений Елена Цапова.

Подробнее