Новости

Судьбы казаков России


В части третьей книги «Всеобщая география Российской империи», изданной в Москве в типографии С. Селиваковского в 1807 году, в статье «Об обитателях государства, их языках, вере и упражнениях», в параграфе 82, среди «Народов словенских» первыми названы русские, а вторыми – казаки и среди них: донские, гребенские или терекские, волжские, оренбургские или уральские, сибирские, малороссийские, бугские, черноморские. Далее идут поляки, народы латышские, народы немецкие.

В 1835 году вышел царский правительственный Указ, по которому казачество из военно-служивого народа было переведено на положение «военного сословия». Это стало основанием для декрета ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 года «О ликвидации всех сословий», согласно которому казаков лишили областной территориальной автономии, системы самоуправления и землепользования. Поэтому в период Октябрьской революции 1917 года казаки, в большинстве своем, выступили против революционных преобразований.

Как-то в 1985 году потомственную казачку Василису Пимоновну Пелипенко ее внуки спросили: «Как так получилось, что наши деды и прадеды, отличные воины, потерпели поражение?» На что она ответила: «Вот видите, я стою в халате. Так вот, наших было в количественном составе, как мой рукав, а красных, как весь халат». И она сказала правду. Это подтверждает тот факт, что председатель реввоенсовета Республики Лев Троцкий направил против казаков Дона и Кубани многотысячную армию, сформированную из населения центральных районов России, а также иностранных граждан, волею судьбы оказавшихся в центре России: латышей, мадьяров, китайцев, революционного интернационала всей Европы, кроме того, часть казаков и казачьих военачальников не хотели воевать на стороне Антанты (союз Германии, Австро-Венгрии, Италии), против своей страны. В интервенции против молодой советской республики принимали участие 14 стран от США до Японии. Всем им хотелось оторвать от России жирный кусок…

Казачество до середины 20-х годов испытывало на себе депортации, расстрелы, высылки. Численность казаков сократилась наполовину. И только на апрельском 1925 года пленуме ЦК ВКП (б) была признана пагубная политика, проводившаяся в отношении казачества.

За этим последовали годы борьбы за восстановление попранных прав, завершившиеся новыми повальными притеснениями, связанными с коллективизацией. Казаки-кулаки и середняки были подвергнуты принудительным переселениям. Согласно приказу ГПУ № 44/21 от 2 февраля 1930 года за подписью зампредседателя ОГПУ товарища Ягода на Северном Кавказе были арестованы 8000 человек и выселены 28 тысяч семей, из них 23 тысячи – на Урал, 5 000 – в Казахстан. Многие по дороге умерли от голода, холода и болезней.

В станице Новомихайловской (ныне Октябрьская) сплошная коллективизация началась 19 ноября 1929 года, когда бюро станичной партийной ячейки приняло решение: просить Павловский райком партии разрешить организовать сплошной общественный колхоз. Через время был создан комитет содействия коллективизации (сокращенно – комсод). А в январе 1930 года в станицу Новомихайловскую прибыла бригада кадровых рабочих из города Ростова-на-Дону в количестве 50 человек, которые в течение зимы и весны 1930 года, совместно с местными активистами, развернули кипучую деятельность по организации сплошного колхоза в станице и по раскулачиванию казаков. Первое выселение богатых казачьих семей из станицы Новомихайловской состоялось в начале 1930 года. В Архангельскую область была выслана семья Павла Мелешко вместе с женатыми сыновьями, снохами, внуками и внучками. Больше в станицу они не вернулись. С ним выслали еще несколько семей.

В августе-сентябре 1930 года состоялось дополнительное внутриокружное и краевое выселение и расселение богатых казаков. В этот раз пострадал род Биленко Ивана Ивановича и другие семьи.

Когда основная масса хлеборобов станицы вступила в колхоз, было созвано собрание, на котором избрали правление колхоза с председателем – Беспалым Николаем Васильевичем. Назвали колхоз «Зерновая фабрика Кавказа». Неблагоприятная погода осени 1931-го и весна 1932 годов привели к гибели значительной части озимой пшеницы (по району на 20 000 га) и плохому развитию яровых культур. В станицу Новомихайловскую, а также на Кубань, Дон, Украину, Казахстан, Поволжье, Западную Сибирь, Урал, на юг Центральных Черноземных областей пришел голод. Безжалостные, непомерные хлебозаготовки осени-зимы 1932 года привели к сопротивлению казачьего населения.

Тогда член ЦК ВКП(б), секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) товарищ Шеболдаев Б.П. ввел систему «черных досок». На доски «позора» заносили станицы, которые, по мнению партии, не справились с планом хлебосдачи. 4 ноября 1932 года крайком партии совместно с представителями ЦК – Л.М. Кагановским, А.Н. Микояном, М.Ф. Шкирятовым, Г.Г. Ягода, постановил: за срыв планов по севу и хлебозаготовкам занести на «черную доску» станицы Новорождественскую, Медведовскую, Темиргоевскую. А затем до января 1933 года Северо-Кавказский крайком ВКП(б) занес на «черные доски» Полтавскую, Незамаевскую, Уманскую, Ладожскую, Урупскую, Стародеревянковскую, Новодеревянковскую, Старокорсунскую, Старощербиновскую, Плотнировскую и на Дону – Мешковскую, Боковскую. И снова тюрьмы и ссылки. А сколько еще было рассеяно по СССР и за рубежом, лишено памяти и родственных связей?

Чудом, едва не в последний миг, стала пробуждаться народная память. С 1989 года стало возрождаться казачество, в городах и станицах снова заговорили о своих предках. В 1990 году по России прошли большие сборы (съезды) казаков. Возродились Уральское, Кубанское, Донское и Терское казачества. Наконец, 28-30 июня 1990 года в Москве состоялся первый учредительный съезд казаков России. А 26 апреля 1991 года был принят закон РСФСР № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов». 15 июня 1992 года за № 632 вышел Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».

Надо сказать, что казаки с пониманием отнеслись ко всем этим мероприятиям. Они активно включились в оборонно-массовую работу, которая проводится на хорошо организованном уровне, и в жизнь местных органов самоуправления как коренной народ, проживающий на своих исторических землях.

Подготовил есаул Г. Пелипенко, председатель совета стариков ЕКО, член совета стариков ККВ, уроженец станицы Новомихайловской (Октябрьской) по поручению оргкомитета потомков казачьих родов.

Предыдущий материал