Будет ли памятник казакам, основавшим Ново-Михайловскую?», в № 121 от 31 октября 2017 г. - «Главное - восстановление духовной преемственности поколений», в № 122 от 2 ноября 2017 г. - «Будет памятник казакам-основателям!». Автор всех статей О. Подобная. Она пишет, «что дебаты были не шуточные», что ей было больно смотреть на некоторых потомков, а в третьей статье - что уже дошло до оскорблений."/> «Не говори с тоской: их нет; но с благодарностию: были» | Авангард Online!
Новости

«Не говори с тоской: их нет; но с благодарностию: были»


Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Авангард»!

В номере № 119 от 26 октября 2017 г. была опубликована статья «Будет ли памятник казакам, основавшим Ново-Михайловскую?», в № 121 от 31 октября 2017 г. – «Главное – восстановление духовной преемственности поколений», в № 122 от 2 ноября 2017 г. – «Будет памятник казакам-основателям!». Автор всех статей О. Подобная. Она пишет, «что дебаты были не шуточные», что ей было больно смотреть на некоторых потомков, а в третьей статье – что уже дошло до оскорблений.

Хочу откликнуться на статьи письмом. Сразу скажу: большое спасибо инициативной группе, которая подняла значимые для станичников вопросы и уже провела подготовку, преодолела трудности, понесла материальные затраты, чтобы добиться разрешения на установку памятника казакам-переселенцам. Позвольте мне через газету высказать мое личное мнение о том, каким я вижу памятник.

В парке станицы состоялся час Славы и Памяти, названный «С казаками возродится Русь». Полагаю, что этот девиз не совсем точно соответствует действительности. Русь жива уже почти тысячу лет и будет жить! Жила, живет и будет жить и наша станица. Высокопарно утверждать, что казаки возродят Русь. Что подразумевается под возрождением? Не понятно. Прошлое ушло, его надо помнить, но не доходить до абсурдных споров по истории и роли казаков в истории. Считаю, что, создавая памятник, надо уделить внимание тому, что нас объединяет, а не разделяет.

В номере 119 газеты сказано, что в парке в ограде разрушенного церковного храма похоронены за заслуги несколько человек казачьего рода, «причем фамилии известны исключительно со слов станичников (которые сами тоже не видели, кого конкретно там хоронили)». «Их потомки решили возродить надгробные плиты с именами своих славных предков». Как я поняла, к потомкам все жители станицы не относятся и их мнение не спрашивают, но жертвование средств приветствуется.

Задуманный активистами памятник должен быть местом, где человек любых взглядов и убеждений снял бы шляпу и поклонился предкам, а не озлобился. Поэтому надо учесть все мнения, все имеют право голоса. Я призываю станичников высказаться, каким они видят будущий памятник, предложить свой вариант надписи на нем со своей аргументацией. Полагаю, что это будет справедливо, поскольку предполагается сбор пожертвований от всего населения.

Предлагаю возвести памятник из гранита и надпись сделать сусальным золотом: это долговечно. На нем не должно быть конкретных фамилий, в том числе и фамилий жертвователей. Например, можно написать: «Казакам-переселенцам и всем нашим предкам, стоявшим у истоков возникновения и становления станицы Ново-Михайловской, от благодарных потомков. Прохожий, остановись и помни: «О наших предках, которые наш свет своим сопутствием для нас животворили, не говори с тоской: их нет; но с благодарностию: были».

Почему не надо указывать на памятнике конкретные фамилии?

Поскольку предполагается сбор средств с населения, полагаю, что в большинстве семей нашей большой станицы жили в прошлом люди, которые творили историю станицы своим трудом и сохранили преданность малой родине. Благодаря тысячам безвестным наша станица не исчезла, как ушли в небытие многие населенные пункты. Без людей, которые окружали первых поселенцев и живших с ними казаков, которые строили, сохраняли, восстанавливали станицу после войн и разрухи, да просто пахали, сеяли и облагораживали землю, защищали ее от врагов, погибли в Гражданскую и Великую Отечественную войны, творили историю станицы, могли ли выжить одни основатели и сохранить станицу? А где же память о тех, кто тоже строил и пахал, но был репрессирован, сослан в Сибирь с детьми, лишившись всего, что имел и наживал собственным трудом? Где их могилы, которым можно поклониться? Как их фамилии вместить на памятнике? Их тысячи – забытых и похороненных на чужбине в безвестных могилах. Невозможно всех найти и перечислить на памятнике.

Я призываю станичников внести посильный вклад в строительство памятника – дорога любая посильная лепта. Прошу станичников обратиться к инициативной группе не писать на памятнике фамилии. Это будет справедливо и не будет обид и раздоров.

В братоубийственной войне, в голод, были репрессированы и сгинули в Сибири и мои предки по маминой линии. Где их могилы – никто не знает. До сих пор стоит в станице старинный дом моего прадеда, казака, где росла моя мама-сирота. Ее отец погиб в Гражданской войне, а вскоре умерла и мать – трое их детей воспитывали родные дедушка и бабушка. Моя мама была старшей. Ей было 14 или 15 лет, когда дедушку и бабушку с семьей и родственниками выслали в Сибирь. Маму с сестрой и братом выселили из дома, но оставили в станице: учли, что ее отец воевал в Красной армии. Дом забрали, имущество частично растащили активисты, частично взяли в Сельский совет, который разместили в их доме. Вся вина моих предков была в том, что они жили зажиточно, так как работали от зари до зари.

Когда я проезжаю мимо дома моих предков, у меня всплывает в глазах картина, рассказанная мамой, как она, малолетняя девочка, бежала за телегой, увозившей навеки в Сибирь родных, плакала и кричала: «Я боюсь, заберите и меня с собой!». Какое отчаяние она пережила, а потом мыкалась по хаткам с младшими сестрой и братом, в таком юном возрасте, выслушивая оскорбления, что они «кулацкое отродье».

Мой дедушка – участник Русско-японской войны (1904-1905), воевавший в Маньчжурии, награжденный двумя Георгиевскими крестами, и бабушка по отцовской линии избежали высылки в Сибирь, благодаря мудрой и грамотной бабушке-дворянке, которая вышла замуж за простого казака и всю жизнь таила свое звание, чтобы не навредить своим многочисленным потомкам. Она подсказала дедушке все сдать добровольно в колхоз, до последней курицы, и тем спасла всех. Все многочисленные ее потомки были спасены от раскулачивания. Все Майстровские в станице – родня, близкая и дальняя, но однофамильцев нет. Пусть благословенны будут имена наших предков!

Таких семей в станице много. Я думаю, что задуманный памятник должен быть памятником примирения с нашей трагической историей, и к нему будут приходить потомки всех казаков – и «белых», и «красных», – те, кто не знает, где могилы родственников, сгинувших в смутные времена.

Полагаю, что не надо спешить инициативной группе с принятием решения. Следует опросить как можно больше жителей о том, каким они видят памятник. Может быть, установить почтовый ящик в Доме культуры и предложить жителям опускать в него свои пожелания и предложения?

В статьях корреспондента О. Подобной очень хорошо и понятно все написано. Я ее позицию разделяю. Единственно, возражаю против написания имен. Кстати, я много слышала от своих родителей и бабушки с дедушкой о прошлом станицы, и они никогда не упоминали о каких-то знаменитых людях, похороненных в ограде разрушенного храма. Только обезличенный памятник всех успокоит. В Евангелии есть строки о бедной вдове и ее лепте на храм – она отдала последнее, что у нее было, и ее жертва была одобрена Христом как самая угодная. И даже если принесут один рубль – это тоже будет жертва.

С уважением Г.В. Покас (Майстровская).