Новости

Укомплектованный, но не очень воспитанный


Не знаю, как вы (хотя почти уверена, что и у вас такое было), а в моем детстве-юношестве авторитет учителя всегда был превыше всего: никто не выйдет из класса, пока не разрешит преподаватель, никто не подаст голос, если только не задан вопрос, на который надо ответить, никто не опоздает – потому что это, во-первых, стыдно, а во-вторых, неуважительно. И при всем том были между учениками и учителем и доверие, и взаимная привязанность.

Правда, чем старше, тем «свободнее» становилась атмосфера – старшие классы, техникум, институт, но развязности в присутствии педагога никто себе не позволял. А помните, как сидели за партами в первом классе? Спинка ровная, ручки сложены на парте, взгляд прямо, все в форме, косы, галстучки – любо-дорого посмотреть. Опять же: ругали, конечно, и нас в старших классах. То потому, что девочки в одежде не того цвета пришли, то потому, что мальчишки на уроках «бесились». Не все и не ежедневно, а в порядке «эксцессов». Но, видимо, прогресс на месте не стоит.

Здорово, если ученики младших и средних классов имеют свою точку зрения и могут поддержать диспут с учителем. Это тоже одно из веяний нового времени и прогресса; только когда ученик вдруг начинает думать, что он уже все-все знает, тогда начинаются проблемы. А с чего бы ему так не думать, когда под рукой всегда – смартфон с выходом в интернет! Что хочешь, можно там найти. Что нужно? Обо всем здесь есть информация.

А смартфоны нынче у двух третей мальчишек и девчонок. Удобно же: всегда родитель может узнать, где бродит его чадо, особенно, если какая-нибудь программка слежения стоит, и подсмотреть что-нибудь полезное для учебы там можно. Только не всегда урок заканчивается по звонку; помните выражение: звонок звенит для учителя? Может, домашнюю работу еще не «дозаписали», может, кто-то урок еще не «доотвечал», а может, контрольную еще полкласса дописывают-додумывают. А тут мама звонит. Или папа. Или бабушка. Как трубку не взять? И берут, и выходят, и, поверьте, даже руку не тянут, чтоб спросить, можно ли из кабинета выйти!

Не говорила бы об этом, если б не видела своими глазами. И беда такая – не в одной школе, она – повсеместна. Смотришь, а уже восьмилетка без спросу к выходу направляется: телефон у уха, говорит, не стесняется. Прямо на совете директоров себя чувствуешь: можно подумать, пошел не ученик, а руководитель фирмы, и звонит не мама, а из-за границы какой-нибудь министр по срочному вопросу. Ладно, родитель попал не вовремя, но ведь ребенок, раз уж он обладает таким полезным и серьезным гаджетом, должен осознавать не только свою «продвинутость» и «занятость», но и ответственность? Можно на уроке телефон выключить, можно звонок отбить, а потом просто перезвонить. Казалось бы, вещи элементарные. Но, наверное, настолько они простые, что взрослые такие вещи не считают нужным объяснять. И так же все понятно.

Это нам с вами понятно. А детей еще воспитывать надо. И не будет учитель для ребенка авторитетом, если никому из детей этой простой вещи – как вести себя в присутствии взрослых – не объяснили. Все так, и я так! – вот такая логика у ребенка. А педагог, между прочим, по нынешним законам забрать телефон у ребенка на время занятий не может. Вот и получается: то под партой школьник в какой-нибудь игре «зависнет» (вместо ожидаемого образовательного самопросвещения), то дети из класса дезорганизованными, но целеустремленными отрядами выходят. А учитель – терпи все это. Потому как учи-не учи, а если дома не прививают культуру и этикет, то все как горох об стену. Хорошо, конечно, что сегодня, за очень редким исключением, дети хорошо одеты, обуты, подстрижены, обеспечены и накормлены. Только если мы хотим, чтоб то, что осталось у нас от образования имперской и советской России, все-таки как-то сохранилось, чтоб уроки были впрок, и чтоб сегодняшние школьники стали взрослыми и именно культурными людьми, то и дома с ними, со школьниками, нам всем надо заниматься. И порой объяснять простые вещи.

Ю. Яковенко.

Предыдущий материал