Миссионерский проект Михайло-Архангельского храма станицы Октябрьской имеет одно из направлений под названием «Согреем сердца». Царица Александра Феодоровна, страстотерпица и жена последнего российского государя Николая II писала в своем дневнике: «Есть великий дар помогать людям, просто беседуя с ними». Сейчас многие люди живут замкнуто, в силу разных причин. Разобщенность людей – опасная тенденция, набирающая обороты. А ведь общение – это то самое необходимое нам, как говорят психологи, поглаживание, без которого мы заболеваем. Но порой мы обнаруживаем, что общаться мы разучились. Ведь пересуды, осуждение других – это опасная форма общения, разрушающая нас. Мы подошли к тому, что нужно обогащать свой духовный мир, учиться делиться умными и добрыми мыслями. И именно с этим у нас большие проблемы. Нами владеют ложные и опасные стереотипы, вроде, «никому ничего не нужно», «все думают о деньгах», «все воры и мошенники»… Будем ломать и крушить их, показывая себе и другим иные, светлые стороны жизни, о которых и СМИ, а за ними и мы, говорят все меньше и меньше. Но не будем забывать о том, что много еще «клубочков» нам вместе предстоит распутать.
Делиться дарами – счастье
Мой собеседник – Константин Поликарпович Молчан, человек, сохранивший теплоту и сердечность в свои весьма преклонные годы, с доброй искоркой в глазах, удивительно талантливый. Дары Божьи рассыпаны щедрой рукой Господней в каждом из нас, и делиться ими – большое счастье. Этот человек никогда не жалуется на жизнь, на одиночество, не ругает власть. Он может многое, и это многое порой оказывается недоступным нам. Когда человек немощен телом, он может светить другим, согревая теплом души, обогащая ненавязчиво своим опытом и мудростью. Его речь изобилует пословицами и поговорками, ему есть чем поделиться с молодым поколением. Только бы слушали… В разговоре о вере он говорит, что она необходима человеку, «нам нельзя без осознания того, что нами управляет Великая, пусть и неосознанная сила».
Господь наделил нашего дедушку Костю даром писать стихи, и их ценность еще и в том, что они как летопись жизни его поколения советской поры, ее радости и горести:
Жизнь селянина радостна и трудна,
Собственность частная больше всего сосет,
День на работе пашешь до пота,
А дома еще хозяйство ждет.
Но рутину будней скрашивала любовь к дорогой, ныне покойной жене. Когда он пишет о ней, в нем просыпается тонкий лирик:
В тебе, конечно, что-то есть,
И есть, наверное, большая сила,
Я до тебя не замечал себя,
А ты меня как будто воскресила.
Нам нужна такая любовь…
И понимаешь, как необходима нам всем та безусловная, всепонимающая и всепрощающая любовь, о которой писал апостол Павел: «Любовь не раздражается, не бесчинствует, не завидует, не ищет своего, все покрывает, все прощает, всего надеется, любовь никогда не перестает…»
Невольно задумаешься, что такой любви мы, люди, не имеем в своем сердце. Не зря ведь сказано пророчески в Священном Писании: «И по причине многих беззаконий охладеет в сердцах любовь».
Порой так трудно смириться с тем, что нашим детям в суете будней (а жизнь их очень трудна), не хватает на нас времени. Трудна по-своему, не так, что нечего есть и пить, одеться и обуться. А тем, что время бросает молодежи такие вызовы, какие незнакомы нам. Силы злобы поднебесной ведут против людей необъявленную войну, эта война страшнее тех войн, о которых сегодня говорят и пишут на каждом шагу. Она страшнее, потому что убивает душу, напитывая ее агрессией, эгоизмом, ничем не ограниченной и ненасытной жаждой наживы.
Семья перестала быть приоритетом…
В тишине дома мы размышляем с моим собеседником о том, чем обделены были поколения детей, выросших после войны с фашистской Германией. Наверное, всем не хватало уюта семейного тепла, но во многих семьях жили старики, и это упущение работавших от зари до зари родителей компенсировалось их заботой. К слову сказать, поколение наших бабушек, получавших пенсию в семь рублей, было благодарно государству, ведь такое понятие, как пенсия для всех, вошло в нашу жизнь только в 50-е годы. И, что греха таить, несло в себе не только благо, но и разрушение многовекового уклада. Рождение детей и семья перестали быть для нас приоритетными. А государственная идеология, в свою очередь, не преминула сыграть на свойственной природе женщины ответственности за все. На все лады и везде воспевалась женщина, успевающая все: и на работе передовичка, и дома образцовая хозяйка. «Это преподносилось как идеал женщины. И многие рвали себе жилы, утрачивая главное свойство женщины – нежность, теплоту, ласковость, что необходимо здоровью семьи
как воздух», – пишет православный психолог Людмила Петрановская в статье «Война как травма поколений». Женщины-домохозяйки у нас бездельницы и лентяйки, а если кому-то вздумается родить больше двух-трех, так вообще – крольчихи, обрекающие детей на нищету. Мы мало задумывались, чем обернется для нас всех, для всего общества стремление ограждать детей от трудностей жизни в многодетной семье. «Подарим детям счастливое детство». А в чем это счастье, не задумывались.
Мудрость и честность моего собеседника подкупает своей откровенностью и открытостью, ведь нам так часто бывает трудно признать собственные ошибки. Да и ошибки ли это, когда большинство из нас не может противостоять духу времени. Невыносимо трудно остановиться и понять, куда тебя гонят. Потому что если «не як у людэй», это плохо. Надо быть, как все, притом, что живя так, мы идем в погибель. «Узок путь и тесны врата, ведущие в жизнь вечную». Широкие пути в жизни, согласно мудрости евангельской, опасны для человека.
Нас наши дети стали забывать,
Что есть у них отец и мать..,
Наверное, мы их чем-то обделили,
Быть может, чем-то обошли,
Наверное, им в чем-то отказали
Или язык мы общий не нашли.
Пусть будет так, мы, как родители, прощаем,
Но им того сейчас и не понять,
А жаль, придет и им такая участь,
Как тяжело упущенное будет наверстать.
То, что такая участь придет, никто не сомневается. Разрушение многовекового семейного уклада, происшедшего в России в 20 веке, обратилось многими бедами и болезнями. Государство сейчас задыхается в попытках разрешить нарастающий ком социальных проблем, связанных со стариками и с детьми, их неприютность становится национальным бедствием России. «И никакие социальные программы их не разрешат», – считает мой собеседник.
Надо учиться прощать
Невольно подумаешь о том, что та, кажущаяся многим страшной, изоляция России в мировом пространстве подталкивает нас к мысли, что Господь дает нам шанс научиться жить своим умом. Осознать, какое место занимает Россия в мире, какова ее роль. Да и просто понять, что мы не видели еще России, мы не знаем, кто живет рядом с нами и как много интересного у нас под носом. Как много вокруг талантливых людей, для которых радость не в деньгах, а в том, чтобы быть кому-то нужным, интересным. А для этого не обязательно бывать «за морем». Кто-то из великих русских людей в начале 20-го века сказал: «Россия призвана быть сестрой милосердия больному миру». Но для этого ей нужно исцелиться самой. Осмыслить и переосмыслить свой вековой путь. Вернуться к тем ценностям христианства, которые всегда спасали нас, даже тогда, когда о Боге говорить было не принято. Главная же христианская ценность – это Любовь. «Бог есть Любовь» – сказано в Евангелии от Иоанна. Как научиться по-настоящему любить? А как Христос учил – прощать.
Именно это умение считает Константин Поликарпович главным для человека. Потому что волны прощения топят все обиды, рушат все преграды, прощающий никогда не будет одинок.
Вот и нежные, проникновенные стихи любящего дедушки внучке Наташе, которыми заканчивается его тетрадка стихов:
В этот утренний час твоего пробужденья
В твоей жизни прибавился год.
Поздравляем тебя с днем рожденья, Наташа,
Счастье вечно с тобой пусть живет.
А мы хотим пожелать дедушке Косте доброго здоровья, прежде всего души, так как оно врачует тело, вдохновения и ждем его новых стихов и светлых мыслей.
Е. Дорошенко, миссионер.