Вашему ребенку пока пять лет, но скоро он станет на год взрослее? Тогда, скорее всего, вам предложат поучаствовать в выпускном празднике в мае следующего года и пойти в сентябре в школу. Почему уже сейчас над этим стоит задуматься? Потому что, как минимум, в феврале тем, кто решится отдать свое чадо в первый класс, нужно будет водить ребенка на подготовку. То есть на то, чтобы определиться, готов ли малыш к обучению или еще лишний годок может походить в садик, осталось всего 4-5 месяцев. Как провести это время: срочно прививать сыну или дочке навыки чтения и письма или учить завязывать шнурки? На эти вопросы нам ответила воспитатель детского сада №6 станицы Октябрьской Марина Тищенко.
Что важнее: обученность или обучаемость
«Выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями. Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения). Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания учителя, подчинять свое поведение установленным правилам.
Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, считать или писать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (а не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь кроется и опасность – ему скучно будет учиться. Кроме того, в определенный момент резерв может истощиться.
Многие родители буквально «натаскивают» детей к школе, соревнуясь друг с другом: учат чадо читать, писать, а некоторые учат и таблицу умножения… Но главнее всего сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника! Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребенок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенный материал. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела, и первоклассник может потерять веру в свои силы».
Учите самостоятельности и следите за здоровьем!
«Обратите внимание: есть ли у ребенка дефекты речи. Речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма. Поэтому необходимо обратиться к логопеду за консультацией и своевременно начать занятия.
Очень важный момент – желание учиться. Если ребенок хочет идти в школу лишь только потому, что ему нравится новый портфель и тетрадки, или потому, что там будут учиться его товарищи, – значит, ребенок не осознал важности учебы и не готов к новому, важному шагу в жизни. Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является основой его готовности к школе.
Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке свое рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.
Будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в портфель, в его школьной жизни возникнут определенные трудности», – уверен педагог детского сада «Солнышко».
Не уверены? Не рискуйте
«Таким образом, будущий первоклассник должен обладать такими качествами, как: стремление к общению со сверстниками; желание учиться; хорошее здоровье; эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и так далее); грамотная речь, связное изложение своих мыслей; стремление к сотрудничеству со взрослыми; развитая произвольность поведения; любознательность и стремление к открытиям; хорошо сформированная координация движений и графических навыков, – подводит итог Марина Тищенко. – Каждый родитель знает, какое качество наиболее значимо для его ребенка, и будет его развивать.
Но чаще всего ребенок 6 лет ни психологически, ни физически к школе не готов. Исключения составляют единицы. Многолетний опыт показывает: даже если в начальной школе ребенок еще мог как-то успеть за программой, то в классах среднего звена его успеваемость резко падает. И начинается: одна мама звонит другой, договариваются, кто решает задачки по алгебре, а кто делает упражнения по русскому. Многих волнует вопрос: а как же армия? Поверьте, немало примеров, когда сыновья поступают в вуз, на год уходят служить, а потом возвращаются и успешно заканчивают обучение. Главное, чтобы вам не пришлось все 11 лет школы тянуть вашего ребенка из-за неуспеваемости. Лучше подарите малышам еще один год детства!»