Сегодня никого не удивляют многочисленные электронные устройства, гаджеты и прочая техника: она облегчает жизнь, работу, обучение, предоставляет новые возможности для досуга. Взрослые частенько поражаются, как их дети, в силу возраста плохо владеющие русским языком, уже с полным пониманием дела тычут пальцами в яркие экраны, чтобы просмотреть мультик или загрузить новую игру. У меня даже есть знакомые, у которых иконки на смартфоне любит щелкать клювом… попугай: как только видит цветные значки, тут же приземляется на руку хозяев и листает открывающиеся странички. Если же говорить серьезно, то освоить андроид или ноутбук сегодня может далеко не каждый. Есть, конечно, те, кто и в 70 лет открыт для всего нового, но таким людям могут позавидовать многие – те, кто не успевает следить за новинками техносферы.
На страницах нашей газеты мы затрагивали тему пользования интернетом людьми пенсионного возраста. С тех пор, как многие интернет-сайты и блоги приобрели статус СМИ, компаниям и предприятиям стало гораздо легче и удобнее размещать информацию для клиентов на своих ресурсах: это делается быстро и, главное, бесплатно. Не надо посылать бумажные уведомления, печатать брошюры, заказывать рекламу на телевидении. Не важно, что среди клиентов этих самых компаний есть люди, либо вовсе не имеющие возможности выхода в интернет (в селах, хуторах, или из-за финансовой ситуации), либо занятые «с головой» в сельском хозяйстве, производстве и так далее. У этих граждан нет времени на то, чтобы «мониторить» интернет-пространство. Или на то, чтобы осваивать что-то новое. Они привыкли получать зарплату «живыми» деньгами, платить по квитанциям за услуги ЖКХ и пополнять телефонный счет через терминалы.
Кажется, все в жизни идет своим чередом, и нет необходимости что-то менять: искать время на то, чтобы чему-то учиться, средства на новый сенсорный телефон взамен своего проверенного временем, надежного старого, кнопочного. Можно проигнорировать вопросы знакомых: «Как ты общаешься без «Ватсапа»?» или «У тебя что, нет странички в «Одноклассниках»?» И не возвращаться к этой теме. Но невозможно игнорировать, например, требования банков.
Недавно станичники начали жаловаться на то, что в некоторых банках перестали принимать деньги наличными по любым операциям. «У вас должна быть карта», – вежливо твердят сотрудники банков. Не стоит и говорить, что карта эта стоит немалых средств, и к тому же ее обслуживание платное (стоимость услуг сопоставима с оплатой спутникового телевидения). «Но мне не нужна карта!» – возмущаются жители. Но их, кажется, уже никто не слышит. Нужна, не нужна – это удобно, так быстрее проходят банковские операции. А еще можно завести для карты личный кабинет на сайте и вообще оплачивать все, не выходя из дома, да еще и самому своими счетами управлять. Так уверяют нас работники и кассиры. Такова сегодня политика многих финансовых организаций и даже магазинов. «Заказывайте через интернет! Мы сами все вам привезем!» – уверяют производители и посредники, значительно поднимая цены на товар без доставки в точках продаж: чтобы люди, замечая очевидную выгоду, заглядывали именно на сайт. Но что делать, если есть причины, не позволяющие сделать заказ он-лайн? Платите больше. Ищите другие магазины, другие банки. Некогда искать? Заведите, наконец, карту. И смартфон. И личный кабинет. И не забудьте включить новую строку расходов в свой семейный бюджет: за обслуживание, связь и так далее, и тому подобное.
Хорошо тем, у кого есть «продвинутые» дети и внуки: и письмо электронное помогут написать и отправить, и жалобу в компанию составить, и услуги ЖКХ оплатить. Но если таких родственников нет? Или человек просто не хочет беспокоить своими проблемами родных и близких? Имеем ли мы право отказаться от плодов прогресса, если не хотим, не умеем или не имеем возможностей ими пользоваться? Или все-таки выбора нет? Пока, очевидно, у людей больше вопросов и нерешенных проблем, чем ответов и «роскоши безграничных возможностей» современных технологий.
Ю. Яковенко.