Около месяца назад в редакцию поступило письмо от жителей станицы Октябрьской (всего 65 подписей), в котором они рассказали о том, с какими проблемами они сталкиваются при организации похорон. «…При обращении к специализированной службе по вопросам похоронного дела Октябрьского сельского поселения для предоставления бесплатного земельного участка и регистрации в книге захоронений данная служба принудительно обязывает родственников умершего заключать с ними договор оказания услуг по рытью могилы и других оказываемых услуг, которые осуществляются платно по прейскуранту, где только рытье могилы стоит восемь тысяч рублей (неоднократный случай). А также в этот день, при обращении родственников к специализированной службе о разрешении захоронения самостоятельно или с использованием другой организации, специализированная служба (ИП Рожицкая Л.Н.) запретила рытье могилы и отказала в возврате произведенной предоплаты, говоря при этом, что если «вы» захороните умершего самостоятельно, не воспользовавшись нашими услугами, то «мы» произведем эксгумацию тела».
Разъяснить, насколько законно действует предприниматель, мы попросили помощника прокурора района Е.В. Постол.
– Такое письмо пришло и в прокуратуру района. Проанализировав ситуацию, мы подготовили представление главе администрации Октябрьского сельского поселения об устранении нарушений законодательства о похоронном деле и погребении. А нарушения тут налицо. При проверке было установлено, что по итогам открытого конкурса, проведенного администрацией Октябрьского сельского поселения по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела от 26.02. 2015 года, индивидуальный предприниматель Л.П. Рожицкая была определена его победителем. Затем между администрацией поселения и ИП был заключен договор на оказание услуг. Главой поселения было издано постановление от 16.03.2015 года № 50 «О передаче имущества, предназначенного для содержания мест захоронения, в оперативное управление». Следом был подписан акт приема-передачи имущества, согласно которому кладбища, расположенные на территории Октябрьского сельского поселения, переданы в оперативное управление ИП Рожицкой Л.Н. Все эти действия противоречат требованиям Гражданского кодекса РФ.
Кладбища – это муниципальная собственность и могут быть переданы органами местного самоуправления (в нашем случае администрацией сельского поселения) в оперативное управление только муниципальному унитарному предприятию (МУП) или учреждению. Передача такого имущества индивидуальному предпринимателю является незаконной и может привести к неконтролируемому его использованию. Эти требования также отражены в ст. 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», согласно которым организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказания услуг по погребению должно осуществляться специализированными службами, созданными органами местного самоуправления. Порядок деятельности таких служб должен определяться органами местного самоуправления.
– То есть, администрация сельского поселения должна образовать МУП, став его учредителем, и передать имущество (в данном случае кладбища) в оперативное управление?
– Именно так. Согласно ст.123.21 Гражданского кодекса, это должна быть унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Передав муниципальные кладбища в оперативное управление ИП, администрация Октябрьского сельского поселения самоустранилась от выполнения полномочий, предусмотренных в п. 22 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: организации ритуальных услуг и мест захоронения. Соответствующее предписание об устранении нарушений законодательства и было направлено главе поселения.
Что касается поведения участников конфликта, это уже другая тема, касающаяся больше морали, чем законности.
О. Кайдаш.