В настоящее время перед педагогикой стоят новые задачи в образовании и воспитании школьников, в том числе – воспитание средствами музыкального искусства. Необходимо рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики нарушений и сохранения здоровья учащихся, защиты детской психики от агрессивных воздействий среды. Так считает Валентина Тищенко – преподаватель народного пения в Детской школе искусств станицы Октябрьской. Оканчивая факультет искусств, она провела несколько исследований по арттерапии и изложила свое мнение в исследовательских работах, которые потом вошли в печатные издания Таганрогского государственного педагогического института им. А. П. Чехова. Сегодня мы познакомим читателей с одной из ее работ – «Изучение эффективности применения методов музыкотерапии на уроках музыки в общеобразовательной школе».
Сонаты Моцарта снижают смертность и лечат эпилепсию
Валентина Тищенко в своей работе отмечает, что еще с древних времен знали о лечебном воздействии музыки на человека. В области философии музыкального искусства известны взгляды Аристотеля, Платона, Пифагора, а также Ж.Ж. Руссо, А. Ф. Лосева и других. Платон говорил о возможности использования музыкального искусства для оздоровления психики. Предлагая своим пациентам лекарства, обязательно давал слушать магические песни: считалось, что иначе лекарство теряло свои лечебные свойства. Он говорил о том, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим». Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора 18 века Вольфганга Амадея Моцарта по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов. Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит).
Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта. Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны уменьшить количество эпилептических атак. В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, так как шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность. Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта, исчезнут многие проблемы с пищеварением. В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.
Слушать музыку в школе необходимо!
«Музыкотерапия как метод обучения используется в общеобразовательных школах, детских домах, школах-интернатах, коррекционно-развивающих центрах. Многие ученые определяют музыкотерапию как контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Поскольку музыка Моцарта уже много исследовалась, я решила изучить влияние другой музыки, – пишет в своем исследовании В. Тищенко. – Мною проведен небольшой эксперимент.
Исследование функционального состояния до и после прослушивания музыки проводилось во время практики в шестом классе средней общеобразовательной школы №30 имени Героя СССР К.Т. Першина станицы Октябрьской. Десять учащихся сначала оценивали свое состояние до прослушивания музыки, а затем повторяли ту же процедуру в конце урока. Репертуар для прослушивания, предложенный учащимся, был следующий: «Матушка, что во поле пыльно?» М. Матвеева и «Вальс» Ж. Бреля. После прослушивания эмоциональное состояние учащихся значительно улучшилось. Если до процедуры лишь один учащийся оценил свое самочувствие в пять баллов, то после – таких учащихся стало четыре. Соответственно повысилась активность и настроение: до прослушивания музыки в пять баллов состояние активности не оценил ни один ученик, после – три ученика. Настроение до прослушивания музыки на самую высокую оценку было у четырех учеников, а после – у семи. Только один ученик оценил свое состояние в два балла.
Восприятие музыки дало положительный эффект. Также, проанализировав функциональное состояние девочек и мальчиков отдельно, выявлено: у девочек оно более высокое как до прослушивания музыки, так и после. Но в целом положительный рост функционального состояния после прослушивания музыки замечен как у девочек, так и у мальчиков.
Очевидно, что музыка благотворно влияет на здоровье человека, в частности – на его эмоциональное состояние. Преобразующая сила музыки велика, многогранна и удивительна, и педагогам необходимо расширять сферы ее использования».
Подготовила Ю. Яковенко по материалам, предоставленным В. Тищенко.
В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый французский врач-отоларинголог Альфред Томатис. Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер. В ту пору – в середине 60-х годов прошлого века – молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью и памятью. А. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по два часа в день слушать музыку Моцарта. Результат был просто потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактером мирового уровня.