На сегодняшний день «телефонных обманок» расплодилось великое множество. Но самые распространенные виды афер – с помощью мобильной связи. Как рассказала нам специалист по работе со СМИ ОМВД России по Крыловскому району Елена Текучева, продолжают поступать заявления и сообщения от местных жителей, попавшихся на уловки мошенников. По всем фактам возбуждены уголовные дела.
11 июля днем на телефон 65-летней крыловчанки позвонили и сообщили, что ее сын избил человека, а для решения вопроса с потерпевшим нужны деньги. После разговора с мошенником женщина перевела через платежный терминал семь тысяч рублей на счет звонившего.
17 июля в территориальный пункт полиции в станице Октябрьской обратилась местная жительница 73 лет с заявлением о том, что на ее мобильный телефон позвонил неизвестный и, представившись сотрудником наркоконтроля, попросил 150 тысяч рублей за непривлечение сына к уголовной ответственности.
Но «работают» мошенники и напрямую, без телефона. Так, 28 июля в станице Октябрьской неизвестный мужчина продал пожилой местной жительнице три комплекта постельного белья по 10 тысяч рублей за комплект. После общения с сыном женщина поняла, что приобрела белье по завышенной цене и обратилась в полицию.
И таких примеров очень много. С начала 2015 года возбуждено 34 уголовных дела по статье 159 УК РФ, из них по телефонным мошенникам – 18 уголовных дел.
В основе таких мошенничеств несколько стандартных и добровольно простых схем.
«Родственник совершил ДТП». На домашний телефон поступает звонок с сообщением о том, что родственник (чаще сын) совершил ДТП, в котором пострадали люди и для «решения вопроса на месте» необходима определенная сумма денег. После чего потерпевшего заставляют класть деньги через терминалы оплаты на счета мобильных телефонов, электронных кошельков либо передают деньги через таксистов или соучастников.
«Банковская пластиковая карта». На мобильный телефон поступает информация о том, что банковская пластиковая карта потерпевшего заблокирована либо потерпевший стал счастливым обладателем выигрыша в какой-то лотерее. После чего его под различными предлогами заставляют передать полный номер пластиковой карты, ПИН-код и СVV-код, после передачи которых денежные средства со счета потерпевшего списываются в пользу мошенников.
«Просьба родственника». Самый массовый и трудно доказуемый вариант мошенничества, с которым сталкивается почти каждый владелец мобильного телефона. SMS с просьбой: «У меня закончились деньги, положи 200 рублей. Маша». Или на мобильный телефон поступает SMS-сообщение с текстом: «Мама, положи 1000 рублей на номер 8-9ХХ-ХХ-ХХ-ХХХ, не перезванивай. Завтра все объясню». Далее с помощью систем «мобильный перевод» деньги уходят на другие телефонные номера мошенников, чтобы нельзя было зацепиться за первый отображенный номер.
Другой вариант этого мошенничества – «от родственника в беде» с просьбой позвонить на определенный номер. Номер, разумеется, будет платным, а вы потеряете деньги.
«Доставка продуктов». Поступает звонок оператору (такси либо службы доставки), в ходе которого просят перезвонить исполнителя (таксиста, доставщика). При разговоре с исполнителем представляются должностными лицами и ввиду приезда высокопоставленных гостей просят осуществить доставку дорогих спиртных напитков и продуктов, вместе с тем просят пополнить счета мобильных телефонов на крупные денежные суммы.
«SMS – викторина». Вам предлагают прислать как можно больше SMS на определенный номер и выиграть ценный приз (машину, поездку и т.д.)! Такие SMS – довольно дорого стоят, при этом выигрывает каждое тысячное, если вообще выигрывает! Это очень распространенный обман, который все еще находит свою аудиторию.
«Лжеоператоры». На телефон звонят якобы из абонентской службы телефонной компании, рассказывают, что по неким техническим причинам (ваш телефон заблокирован, необходимо перевести его на другую частоту и пр.) вы должны либо набрать определенную комбинацию цифр, либо позвонить по некому номеру.
Внимание! *145* – это комбинация цифр, по которой начинается перевод денег с лицевого счета одного абонента на лицевой счет другого, то есть вы добровольно переводите деньги в рамках услуги «Мобильный перевод». А номер телефона, по которому предлагается позвонить, платный. За звонок с вашего счета снимут сумму, которая ограничена только фантазией лжеоператоров. Технические службы операторов сотовой связи таких звонков не производят!
«Верните деньги!». Приходит SMS, оповещающее о поступлении средств на ваш счет, который вы не пополняли. Через несколько секунд звонок. Голос сообщает, что только что ошибочно перевели деньги не на тот номер, и просят вернуть с помощью услуги «Мобильный перевод». Фактически требуют вернуть деньги с вашего пользовательского счета, который на самом деле не менялся. Далеко не каждый абонент станет сразу же уточнять свой баланс и выяснять, пополнился ли счет.
«Открытка от абонента». Вам приходит сообщение, что вы получили поздравительную открытку. Если вы откроете присланную ссылку, то автоматически подпишитесь на один из платных сервисов, или на ваш телефон загружается вирус, что приводит к регулярному списанию денег с лицевого счета.
«Дорогое SMS». В рекламе той или иной услуги (вам обещают прислать новые игры, курсы валют и пр.) размещается заведомо ложная информация о ее стоимости. Например, вас подписывают на месяц, а сообщают о стоимости услуги за один день.
У нечистых на руку мошенников в запасе всегда есть множество способов для обмана. Убедительно просим вас: прежде чем перечислять деньги неизвестно кому – подумайте. Не оставляйте посторонним людям ксерокопию своего паспорта, не сообщайте никаких данных о себе.
Конечно, сотрудники органов внутренних дел не оставят вас в беде, но поймать таких мошенников трудно. Как правило, после поступления денег на счет телефонные мошенники меняют не только сим-карту, но и сам телефон. К тому же часто и карта, и телефон бывают зарегистрированы на совершенно другого человека. А значит, и личность телефонного мошенника установить становится сложнее.
Подготовила М. Любченко.