Когда-то на одной из лекций в институте мой преподаватель по философии сказал, что если человек с ходу за короткое время может составить список из пятидесяти книг, то он смело может считать себя высокообразованным. Конечно, в списке должны значиться те книги, названия и авторов которых вы помните. Если прибавить к этому, что произведение должно быть прочитано от корки до корки и понято, то для составления такого перечня многим понадобится немало усилий. Мне, к примеру, было сложновато: то имя писателя не помню (или не могу сказать точно, тот ли это автор или другой), то название книги, бывает и вовсе – сюжет в голове не запечатлелся. Но все же, полсотни пунктов написать получилось. Хотя, взглянув на список и поразмыслив над тем, какое количество книг (помимо упомянутых) было прочитано и порой незаслуженно забыто, появилось чувство, что есть к чему стремиться. Да и без списка ощущение нехватки знаний в определенных областях все равно присутствует.
Совсем недавно мне довелось пообщаться с интереснейшим, интеллигентным человеком – Виктором Даниловичем Текучевым, о котором я обязательно напишу подробнее в одном из номеров нашей газеты. В свое время он не получил должного образования в силу разных обстоятельств (война, голод, служба, работа), но любовь к знаниям и литературе, великолепная память и пытливый ум сделали из него такого собеседника, который может заткнуть за пояс не одного философа или историка. Когда разговариваешь с подобными людьми, то удается прочувствовать, насколько их жизнь наполнена смыслом. Что человеку дает чтение? Эрудированность, опыт, культуру? Мы не поймем, пока сами не окунемся в мир написанных великими людьми произведений.
Нынешний год – Год литературы в России. Сегодня нас призывают больше читать, выбирая лучшее из мировой классики. Но в наши дни мы настолько торопимся все успеть – на работе, дома, с детьми, на отдыхе, что не следим за своей разговорной речью, не обращаем внимания на ошибки, общаясь в интернете, вовсе разучились писать письма, а о чтении и говорить не приходится. Детям, еще не достигшим 13-14 лет, нанимают репетиторов, чтобы «подтянуть русский» в школе. Сомневаюсь, что кто-то из них доберется, например, до «Слова о полку Игореве» в оригинале – на старославянском языке. Хоть бы пару отрывков в школе на современном русском осилили. Мы все так живем: и взрослые, и дети, и учителя, и родители, забывая свою культуру, свои корни, принимая как должное западный «новояз» и порой откровенно насмехаясь над кажущимися нам не приемлемыми в речи выражениями. Пожалуй, из устаревших слов многие вспомнят только «очи» или «ланиты», а такие слова, как «приуготовляя», «устроять» или «всуе», скорее вызовут недоумение. Объяснить это просто: упрощая современный язык, напрочь забываются слова, с помощью которых речь может приобретать более возвышенную окраску или саркастическую, к примеру. Теряем чувство юмора, перестаем понимать то, что раньше для наших бабушек и дедушек было нормой. Беднеет язык – беднеет культура, уходит в прошлое любовь к чтению, на ее место приходят более «рациональные» и «приземленные» занятия.
Как бы то ни было, про книги нам забывать нельзя. Правы библиотекари, когда говорят: интернет – это хорошо, а настоящая литература – в тысячу раз лучше. Подумайте, когда и что вы в последний раз прочли и стоило ли оно вашего потраченного времени. А если кто захочет поэкспериментировать, составив свой список из полсотни произведений, то все-таки, думаю, надо написать и еще один – хотя бы из двадцати книг, которые хотелось бы прочитать в будущем. Вот тогда точно можно заключить, образованный вы или нет. Ведь литературы – море, а жизнь слишком быстротечна.
Ю. Яковенко.