Не секрет, что на сегодня одной из самых острых проблем общества является социальное сиротство. Проживание в интернатных учреждениях негативно сказывается на детях, ведь им в первую очередь необходимы любящие родители. В семье ребенок может почувствовать себя любимым, научиться любить и строить прочные отношения. Только в семье ребенок обучается азбуке жизни: как ухаживать за собой, быть внимательным к окружающим. Ребенок-сирота, выросший с приемными родителями, будет стремиться к семейному образу жизни, а не к примитивному и безответственному существованию по схеме «меня бросили, я родил (родила) – бросил, государство всех вырастит».
В наши дни немало самоотверженных женщин, которые наравне со своими детьми воспитывают приемных. К счастью, людей, которые хотят дать чужим детям семейное воспитание, свою теплоту и ласку, становится все больше.
Государство высоко ценит роль семьи в воспитании ребенка: мамы и папы, воспитывающие приемных детей, получают гарантированную материальную поддержку. В результате заключения договора приемный родитель получает работу путем организации рабочего места на дому и заработную плату за свои услуги по воспитанию приемного ребенка. В данном случае мама – это работа. Не стоит сомневаться, что свою зарплату приемные родители отрабатывают сполна. Ведь порой им приходится иметь дело с социально запущенными детьми, детьми сложной судьбы и разных характеров, часто с проблемами по здоровью, требующими колоссального терпения, выдержки и такта. При этом, если уж государство участвует своими деньгами в воспитании приемных детей, то и спрос с этих родителей больше, чем с родных.
Профессия приемной мамы, приемного родителя так же почетна, как и профессия учителя в школе, воспитателя в детском саду, работника детского дома, интерната для детей-сирот. Чтобы стать успешной приемной мамой, мало любить детей, нужно уметь профессионально воспитывать особенного ребенка, отторгнутого родной семьей, уметь защищать его права и интересы, представлять его во всех государственных органах, в том числе – в суде. При кажущейся простоте труда приемного родителя («Подумаешь! Своих детей вырастили, знаем, что к чему!») профессия приемного родителя требует значительных познаний в сфере педагогики, психологии, семейного права, юриспруденции. Ведь именно приемный родитель, взявший на себя труд по воспитанию ребенка, ведет все дела несовершеннолетнего от его имени.
В Крыловском районе на сегодняшний день созданы 20 приемных семей, в которых живут и воспитываются 39 детей разного возраста: от двух лет до 17. Некоторые семьи созданы недавно и существуют около года, другие же имеют большой опыт совместного проживания и воспитания детей – до семи лет. Количество детей, принятых в семьи, зависело как от желания и возможностей приемных родителей, так и от складывающейся ситуации. В настоящее время в 11-ти приемных семьях воспитывается по одному ребенку, в пяти семьях – по двое детей, а четыре семьи смогли принять на воспитание соответственно троих, четверых, пятерых и даже шестерых детей. Есть приемные семьи, в которых проживают дети из одной семьи – братья или сестры, которых не разлучили при устройстве в новую семью. В других семьях проживают дети из разных семей, которые не являются кровными родственниками, но благодаря приемным родителям стали очень близки и дружны между собой. Помимо детей, принятых на воспитание, в 16-ти семьях из 20-ти есть свои дети. В большинстве своем они уже взрослые, решение своих родителей поддерживают и стараются им помогать. Если кровные дети и приемные примерно ровесники, то отношения между ними практически родственные. Шесть приемных семей – это неполные семьи, в которых воспитанием и содержанием детей занимается только мама.
Все приемные семьи очень разные, но все они обязаны обеспечить детям заботу, понимание и перспективный путь развития. Именно такие профессионалы нужны для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Л. Волик, главный специалист обособленного подразделения ГБУ КК «Краевой методический центр».