Новости

О повсеместном русском аскетизме и вынужденных «паломниках» в наш «монастырь»


Кто бы ни попал в беду, русский человек всегда поможет. Это аксиома. И примеров, ее подтверждающих, множество. Мы готовы ущемить себя финансово, отложив запланированную покупку, чтобы выкроить средства на помощь другому, даже незнакомому, человеку, отдать то, что лежит «на черный день» в шкафах и антресолях, не полениться помочь что-то сделать или бросить клич и собрать необходимую помощь. Пожалеть, обогреть, накормить, дать крышу над головой – кто, что и сколько может. С миру по нитке – голому рубаха. Мы всегда шли по жизни с этой поговоркой.

Гостеприимство – одна из отличительных черт характера русского народа. Но очень часто нашим гостеприимством злоупотребляют. Даже наши же соотечественники, те, кто «пошустрее»: это могут быть и друзья, и родственники, приехавшие погостить. Наверное, слишком часто такое злоупотребление имело место в жизни русского человека, потому что сегодня добрая традиция помощи «странным и болящим» отходит все дальше на задворки русской ментальности. Причина не только в негативном опыте, когда оказывается, что в ответ на добро видишь зло, но и в финансовом неблагополучии, житейских трудностях: отсутствии нормальной работы, росте цен на продукты, услуги ЖКХ и недвижимость, кредитах с высокими процентами, низких зарплатах, небольших социальных пособиях и так далее. В сельской местности многие живут и без газа, и без удобств в доме – все это еще не кануло в Лету. Человек, перебивающийся с хлеба на гречку, с пустующим по неделе холодильником, греющий воду в ведре, чтобы искупать детей, – это, к сожалению, еще часто встречающийся портрет будней российского жителя. Распри с родственниками, родители, выгоняющие своих детей на улицу, – всему этому есть место в нашей жизни. А еще есть непонимание чиновников, их пустые обещания, коррупция, где-то – несправедливость, непонимание и хамство. Но, несмотря на это, мы любим свою Родину, потому что считаем, что даже эти, казалось бы, нелегкие условия и порядки можно перенести и преодолеть. Мы учимся «крутиться», выдумываем, изобретаем и пытаемся жить счастливо. И ведь получается! «Главное, чтоб войны не было», – такое в России часто можно услышать не только от ветеранов Великой Отечественной.

Но боевые действия ведутся на территории наших соседей, которых мы всегда считали и считаем братским народом. И потому понятно рвение российских граждан облегчить участь тех, кто бежит из Украины, спасая своих любимых. Столкнувшись с другой нацией, иной культурой и иным мышлением, стоило ожидать каких-нибудь сюрпризов. Так, большое удивление вызывают у вынужденных переселенцев наши условия жизни, удаленность и необеспеченность населенных пунктов, и все то, о чем мы говорили выше. Нам это может показаться удивительным (ведь Майдан случился вроде как по причине недовольства граждан), но пособия всех видов в Украине оформлялись легче, выплачивались же порой в троекратном размере по сравнению с нашими выплатами. На «детские», получаемые ежемесячно украинской мамой, можно было купить пару новых туфлей в школу. Можем ли мы позволить себе такую покупку на полторы сотни рублей, составляющих у нас размер детского ежемесячного пособия? Очевидно, что нет. Но как-то выживаем: работаем и карабкаемся. Нашим собратьям это понять и принять оказалось трудно. После распада СССР Украина оказалась не самым бедным государством, и потому, наверное, и гражданам там жилось неплохо. Вряд ли мы задумались бы обо всем этом, если б не сложившиеся обстоятельства. Русский человек бросился на помощь, а встретил не только благодарность, но и возмущение и требования. Так и хочется вспомнить сказку «Двенадцать месяцев», когда гордой принцессе пришлось сменить свой тон и научиться вежливости, чтобы не замерзнуть. Люди приезжают разные, многие действительно рады, что оказались в безопасности и пытаются жить как и большинство в России: ищут хоть какую-нибудь работу, хоть какой-нибудь угол, лишь бы дети были накормлены, одеты и могли ходить в школу. Есть и те, и таких немало, кто требует повышенного внимания к себе, денег и отдельного жилья. Да ведь мы и сами порой живем по десять человек на 50-ти квадратных метрах! Живем с нелюбимыми тетками, вредными стариками, психически нездоровыми родственниками… Понятно, что тяжело адаптироваться к новым условиям и крайне сложно перестроиться в другую систему, но есть общечеловеческие ценности, такие как терпимость, сострадание, понимание и участие, смирение, трудолюбие и уважение, которые ценны везде, не только в России или Украине. Сейчас настало сложное время: мы, русские, должны не бояться откликаться на призывы о помощи, научиться понимать другой народ, а украинцы – понять, что сегодня нелегко всем, научиться не надеяться, что кто-то подаст все на подносе, а жить по настоящим, пусть и нелегким, законам. Россия уже давно «чужой монастырь» для украинцев, и нам, его «насельникам», не так уж и плохо живется по строгому  его уставу.

Ю. Яковенко.