

Несколько слов о газете
Н.А. Трубова: «Авангард» – единственное СМИ в районе, и очень приятно, что у нас налажено продуктивное взаимодействие: работая в интересах жителей, газета всегда освещает самые актуальные вопросы занятости, трудоустройства и изменений в трудовом законодательстве.
С начала этого года введена в практику «специальная оценка условий труда». О том, что собой представляет эта процедура, что обязательно надо иметь в виду работодателям, нам рассказала руководитель Центра занятости населения ЦЗН Крыловского района Н.А. Трубова:
– Начнем с того, что «специальная оценка условий труда» введена в практику вместо «аттестации рабочих мест по условиям труда» 426-м Федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Она представляет собой комплекс последовательных мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.
Согласно ст. 212 ТК РФ, ее должны проводить все без исключения предприятия и организации, а также индивидуальные предприниматели, принявшие на работу хотя бы одного сотрудника. Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426.
– Есть разница между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и теми, что подлежат специальной оценке?
– Аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.
Еще одно отличие касается надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях, но теперь в законе прописано, что для них специальную оценку проводить не нужно. Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников: прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации, теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в законе не сделано, следовательно, спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.
– Как часто проводится спецоценка?
– Не реже, чем один раз в пять лет. Если рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации. Предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана: это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест; после изменения технологического процесса, состава применяемых материалов и прочих нововведений, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна после несчастного случая на производстве или профзаболевания, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Поводом для внеплановой спецоценки может послужить и предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.
– В связи с введением спецоценки, как-то изменена мера ответственности, к которой могут быть привлечены за нарушения работодатели?
– Да, в целый ряд законов внесены изменения. В частности, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошел несчастный случай на производстве. Соответствующие поправки утверждены Федеральным законом от 28.12.2013 № 421. Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности. Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа: для должностных лиц – от одной до пяти тысяч рублей, и для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч. Возможен и другой вариант наказания – приостановление деятельности на срок до 90 суток. Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму – статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП – от пяти до 10 тысяч рублей, для юридических – от 60 до 80 тыс. рублей. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания – предупреждение. При повторном нарушении размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 до 40 тыс. рублей, для юридических – от 100 до 200 тыс. рублей. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц могут дисквалифицировать на срок от года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до 90 суток.
Уважаемые работодатели, у вас есть время до 1 января 2015 года, чтобы на своих предприятиях и организациях провести специальную оценку, улучшить условия труда своих работников и избежать административного наказания.
Записала М. Любченко.