Горячая линия по вопросам жестокого обращения с детьми, в рамках мероприятий, приуроченных к акции «Синяя лента апреля», прошла в обособленном подразделении отдела организации работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГБУ КК «Краевой методический центр» района, где ведется подготовка граждан, желающих взять на воспитание в свою семью детей, психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей. На вопросы звонивших отвечали главный и ведущие специалисты подразделения О.В. Мандрыкина, Н.А. Кочанова, Л.Г. Волик, специалисты-эксперты отдела по делам несовершеннолетних Т.А. Панченко, отдела по вопросам семьи и детства Л.Ю. Иванова и врач-педиатр Н.Н. Амченцева. Звонивших интересовало, что подразумевает жестокое обращение с детьми, по каким косвенным признакам можно определить, подвергается ли чужой ребенок жестокости в семье. Были и телефонные обращения, касающиеся конкретных ситуаций, требующих внимания. Например, позвонила женщина с просьбой проверить, все ли в порядке в одной из семей: девочка одиннадцати лет надолго остается одна с периодически выпивающим отчимом, так как мама по роду работы неделями не бывает дома. Другая жительница района пожаловалась на своего сына и его беременную сожительницу, имеющую трехлетнего ребенка, неработающих и живущих на бабушкину пенсию. При этом ребенок, как утверждала звонившая, никому не нужен. Обе ситуации возьмут на контроль и выяснят, в каких условиях проживают дети.
Теория не для практики
Насилие в семье – это повторяющийся с увеличением частоты цикл не только физического, сексуального, словесного, эмоционального, но и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля. К экономическому насилию относятся отказ в содержании детей, утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений (при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками). В среду насилия все глубже погружаются и вполне благополучные семьи, где битье и ругань детей становятся нормой. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Опасно и бесчеловечно!
На вопрос, были ли случаи жестокого обращения в нашем районе, Л.Ю. Иванова привела такой пример. В семье, где троих детей воспитывала пьющая мать, приютившая в своем доме сожителя, систематическое избиение ребят вошло в норму: мужчина с головой вошел в роль «воспитателя» неродных малышей. Если бил ремнем, то обязательно железной бляшкой, и по поводу и без него. Даже на суде эта женщина защищала сожителя. В итоге мать осудили на тюремное заключение, лишив родительских прав, а сожитель остался безнаказанным. Дети после реабилитации живут с бабушкой. Их мама, отсидев положенное, вышла замуж за того самого мужчину и родила ему ребенка…
В другом случае родители отправили дочку за самогонкой, а за то, что она слишком долго шла, ее закрыли на целые сутки в подвале. Обнаружила замерзшего семилетнего ребенка педиатр, пришедшая на патронаж к ее младшему братику.
Особенности поведения ребенка, подвергающегося физическому насилию.
Обратите внимание, ведь чужих детей не бывает!
В возрасте до шести месяцев признаками жестокости, проявляемой к ребенку, являются: его безразличие к окружающему миру, малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы или ее полное отсутствие, почти никогда не улыбается. От шести месяцев до полутора лет – боязнь родителей, контакта со взрослыми, постоянная настороженность, плаксивость, хныканье, подавленность, печаль, испуг при попытке взрослых взять его на руки. От полутора до трех лет – боязнь взрослых, редкое проявление радости, плаксивость, испуг при плаче других детей, крайности в поведении: от чрезмерной агрессивности до безучастности. От трех до шести лет происходит принятие случившегося, отсутствие сопротивления, пассивное реагирование на боль, сопровождающееся болезненным отношением к замечаниям, заискивающим поведением, чрезмерной уступчивостью, псевдовзрослым поведением (внешне копируется поведение взрослых), негативизмом, агрессивностью, лживостью, воровством, жестокостью по отношению к животным, склонностью к поджогам. В младшем школьном возрасте – стремление скрыть причину повреждений и травм, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы. В подростковом – побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.
Ю. Яковенко.