Касается лично каждого
Можно много говорить о нравственности, духовности, понимании русской литературы, искусства и о менталитете нашего народа, но главное это то, как в действительности сегодня мы заботимся о том, какими вырастут наши дети. И одним из вариантов воспитательного процесса является ведение внеурочной деятельности и обязательного для изучения в четвертом классе предмета ОРКСЭ (основ религиозных культур и светской этики).
В семи школах Крыловского района во внеурочную деятельность входит духовно-нравственное направление, также повсеместно в начальных классах преподается ОРКСЭ: в двух средних образовательных учреждениях – ОСЭ (основы светской этики), в остальных – ОПК (модуль – основы православной культуры). В СОШ №1, например, ОПК преподается на кружках в 13 классах помимо основного ведения предмета в параллели четвертых классов.
Педагог с творческим подходом
Лариса Ивановна пришла к вере в Бога через понимание Божьего промысла. Она начала вникать в самые основы христианства. Через какое-то время представился случай устроить православную тематическую площадку в летнем лагере, коим и воспользовалась Л.И. Милосердова. А потом началась история с введением основ православной культуры в школе, и Лариса Ивановна была одним из «пионеров» в данной области. На сегодняшний день у преподавателя СОШ №1 в кабинете скопилась ценная библиотека для творческого преподавания ОПК. Основным учебником по данному предмету являются «Основы православной культуры» А.В. Кураева. Есть и рабочие тетради, и видеоматериалы. Единственное, о чем сожалеет Лариса Ивановна, это то, что нет возможности для «культурообразующих» экскурсий с детьми для закрепления пройденного в умах и душах детей.
Что интересно, были случаи, когда в классе учились дети мусульманского вероисповедания, а также нетрадиционных религиозных движений, но никаких конфликтов на этой почве не возникало, наоборот, родители были довольны тем, что дети учатся и основам нравственности, и узнают через изучение ОПК исторические и культурные традиции русского народа.
Для справки
«Основы религиозной культуры и светской этики» включает шесть модулей: основы православной культуры, исламской, буддийской, иудейской культуры, основы светской этики и мировых религиозных культур. Родители должны выбрать для изучения в четвертом классе один из предметов. Проще всего выбрать модуль в соответствии с принятым в семье мировоззрением (верой), но это вовсе не обязательно. Неверующие родители могут остановиться на ОМРК или ОСЭ, так как преподавание по этим предметам ведется не вероучительно, а культорологически.
Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой живут. Чаще всего ученикам читают курс ОПК, потому что общеизвестно, что православие сыграло ключевую роль в становлении культуры и государственности, формировании ценностей и национального характера. Понять отечественную историю, литературу и искусство – то, что отличает современную Россию от других стран, можно лишь в контексте православной традиции.
Дети о предмете ОПК
Вот такими впечатлениями поделились с нами ученики четвертого класса СОШ №1.
Даша Сусь: «На основах православной культуры мы часто смотрим презентации и слушаем хорошую музыку, выполняем разные тесты. Нравится учитель – она добрая, терпеливо нам все объясняет, водит в церковь на экскурсии».
Даша Мигальчич: «Лариса Ивановна учит на добру, любви к ближним, внятно объясняет, что такое вера в Бога и многое другое».
Ксения Репиха: «Лариса Ивановна даже возила нас в храм к Кресту-мощевику, было очень интересно!»
Кирилл Серый: «Я многое узнал и теперь даже молюсь перед сном».
Кирилл Шимко: «Нравятся презентации, музыка, рассказы священника».
Кирилл Москаленко: «Мы выучили десять заповедей, главную молитву – «Отче наш». Почти к каждому занятию мы готовим рисунки, это очень интересно!»
Олег Стрежевский: «На предмет ОПК мы делаем разные проекты, сочинения, много рисунков, узнаем о Боге, об устройстве храма и о значении символов, креста, иконостаса и прочего».
Вероника Макаренко: «ОПК – замечательный предмет, я узнала на уроках про ангелов и о добре».
На вопрос «Есть ли среди вас те дети, родители которых поддерживают занятия ОПК, но из-за нехватки времени не могут многого объяснить и рассказать?» половина класса, к сожалению, дружно ответили «да», а это значит, что только на уроках Ларисы Ивановны эти ученики могут вдумчиво и внимательно вникнуть в основные вопросы, волнующие их на данном этапе. Некоторые ребята отметили, что мамы и папы помогают им осваивать этот предмет, но таковых родителей немного. И мальчишки, и девчонки отвечали на все наши вопросы дружно, было видно, что они говорят от сердца, а большинство уже осознают, как много хорошего и нужного дает им предмет Л.И. Милосердовой, и даже не представляют, что его может не быть в школьной программе. Явно следует из рассказов школьников то, насколько легко и занимательно преподается данный модуль, ведь никто из детей не пожаловался на домашние задания, наоборот, они с удовольствием готовятся к урокам.
Ю. Яковенко.