

Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постоянно формируются коммуникативные навыки. Необходимо создать условия, благоприятную окружающую атмосферу для развития положительных взаимоотношений между детьми начиная с младшей ступени дошкольного возраста.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, чувство партнерства.
С ребятами своей средней группы я решила поставить сказку «Теремок» на новый лад. Дети с большим удовольствием начали учить стихи. Мы решили показать инсценировку самым маленьким зрителям – ребятам первой младшей группы. Это было наше первое выступление перед зрителями и герои немного волновались. Но, увидев, с каким интересом малыши наблюдают за персонажами сказки, волнение прошло.
Удовольствие получили не только зрители, но и сами герои сказки. Я считаю, что, продвигаясь от простого к сложному ребята приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. В моих планах еще несколько драматизаций, которые мы покажем с ребятами в ближайшее время.
Т. Кряжимская, воспитатель МАДОУ № 20.