Повышение эффективности работы, проведение финансового оздоровления и процедур банкротств предприятий муниципальных образований – этим вопросам было посвящено зональное совещание, прошедшее в станице Брюховецкой. По поручению губернатора края А.Н. Ткачёва его проводил вице-губернатор А.И. Перонко. На совещание собрались делегации Каневского, Ейского, Крыловского, Павловского, Брюховецкого, Кущёвского, Ленинградского, Приморско-Ахтарского, Староминского и Щербиновского районов. В работе совещания приняли участие первый заместитель прокурора края И.А. Бабаев, министр экономики края И.П. Галась, зам.руководителя управления федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю Е.Ф. Артёменков, зам.руководителя управления службы судебных приставов С.А. Петлеванный, зам.руководителя управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии С.В. Москаленко, зам.начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по краю А.Н. Тищенко, руководитель государственной инспекции по труду в Краснодарском крае А.В. Колосов.
«В нынешнем году перед нами стоят сложные задачи по социально-экономическому развитию края, увеличению доходов консолидированного бюджета, выполнению наказов президента, которые носят социальный характер и предусматривают серьёзное финансирование, – сказал в своём докладе А.И. Перонко. – Были внесены изменения в федеральный бюджет, из него выделяются дополнительные средства, прежде всего на повышение оплаты труда работников социальной сферы. Об очередном этапе повышения зарплаты работников медицинских учреждений, младшего и среднего медперсонала, врачей объявил губернатор. Будет повышаться зарплата учителей, работников дошкольных учреждений. Предстоит решить задачу по ликвидации дефицита мест в детских садах. Всё это, конечно, потребует дополнительно больших средств. Только на повышение оплаты труда из краевого бюджета выделяется дополнительно около шести миллиардов рублей; чтобы ликвидировать дефицит мест в детских садах в этом году уже предусмотрено 2,3 млрд. рублей и ещё надо изыскать 1,5 – 2 млрд., чтобы в соответствии с поручением президента в 2014-1015 годах полностью решить эту проблему. Поэтому первоочередной задачей для нас является наращивание собственных доходов, мы должны мобилизовать все резервы. В этой ситуации серьёзной проблемой стала недоимка по налогам, платежам и неналоговым доходам. Серьёзную обеспокоенность вызывает рост задолженности по налогам в консолидированный бюджет: на 1 мая по краю она превысила девять миллиардов. На предприятиях, находящихся на разных стадиях банкротства, задолженность перед краевым и местными бюджетами достигла почти два миллиарда. Мы начали детально изучать эту проблему, подключились к её решению правоохранительные органы, прокуратура. Нас волнует и проблема задолженности по заработной плате. Мы намерены отслеживать ситуацию и жёстко требовать от руководителей предприятий, чтобы они вовремя рассчитывались по заработной плате. И, конечно же, недопустим уход от легальной заработной платы.
Если говорить о муниципальных образованиях, представители которых присутствуют, задолженность по налоговым платежам в бюджет у них достигает миллиард рублей. На предприятиях, находящихся в разных стадиях банкротства, задолженность по заработной плате составляет более 22 миллионов рублей, причём объём этой задолженности в 2013 году увеличился. Всего по этой зоне более 200 хозяйствующих субъектов находятся в процедурах банкротства, за четыре месяца текущего года количество этих предприятий увеличилось. Допускать ещё большего усугубления этой проблемы нельзя.
Муниципалитеты должны наращивать свою налоговую базу, чтобы участвовать в краевых программах и выполнять социальные обязательства. Мы идём по пути поэтапного повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, при этом уменьшаем нагрузку на расходную часть их бюджетов. С этого года здравоохранение полностью финансируется за счёт средств краевого бюджета, а со следующего года образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях тоже будет финансироваться за счёт краевых средств. В этой ситуации муниципальные образования, городские и сельские поселения должны очень внимательно относиться к своим доходам: недопустим рост задолженности по налогам, которые платят физические лица. Приведу пример: губернатор обратился в правительство, чтобы нам увеличили средства дорожного фонда для решения ряда серьёзных задач, а в правительстве поставили вопрос о большой задолженности по транспортному налогу, имеющейся в крае. Транспортный налог – одна из составных частей формирования дорожного фонда, а образовалась задолженность, потому что он не платится в том числе физическими лицами, и такие факты есть в каждом муниципальном образовании. Такие же вопросы есть по налогам на землю и имущество физических лиц. Сколько жителей в крае, которые годами не платят налоги, считая это нормой, но при этом пользуются всеми социальными и инфраструктурными благами? Это неправильно и несправедливо по отношению к другим жителям, и с этим явлением надо бороться.
В этом году мы завершаем подготовку к олимпиаде, в крае строятся большие инфраструктурные объекты, которые затрагивают интересы каждого муниципального образования. Выделяются средства на ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети населённых пунктов, дорог местного значения. Со следующего года планируется передача части средств дорожного фонда муниципальным образованиям. Только в этом году на местные дороги, реконструкцию и капитальный ремонт улично-дорожной сети, благоустройство населённых пунктов из краевого бюджета будет направлено почти 3,5 миллиарда рублей. И каждый житель края, каждый руководитель должен понимать, что средства эти из воздуха не берутся.»
Каким образом можно изменить текущую ситуацию, что предпринять для сокращения недоимки, как максимально сохранить рабочие места, создать условия для развития предпринимательства и личных подсобных хозяйств – обо всём этом шла речь на совещании.
И.П. Галась в своём докладе обозначил основные направления деятельности: работа с финансово неустойчивыми предприятиями и предупреждение банкротства; недопущение формирования задолженности по заработной плате и платежам в бюджет; работа с предприятиями, находящимися в различной стадии банкротства. При этом особое внимание будет уделяться социально значимым предприятиям. Игорь Петрович отметил, что в отношении 15 предприятий из районов, принимавших участие в кустовом совещании, реализуются антикризисные программы, разработанные министерством экономики края. Положительная динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий наблюдается при реализации мероприятий в Крыловском, Приморско-Ахтарском и Каневском районах.
О мерах, предпринимаемых налоговой службой, рассказал Е.Ф. Артёменков. Налоговики действуют совместно с судами и службой судебных приставов, и подвижки есть как в работе с предприятиями-должниками, так и с физическими лицами. Если говорить о последних, то порядка 400 миллионов задолженности было погашено и ещё очень многое всё-таки зависит от того, насколько ответственны сами налогоплательщики. Однако, вопросы по работе налоговиков были как у А.И. Перонко, вице-губернатора, так и у первого заместителя прокурора И.А. Баева: задолженность по налогам увеличилась, так все ли возможности были задействованы? «Сегодня предприятие не платит налоги, а завтра оно банкрот», – резюмировал вице-губернатор.
В ходе совещания были заслушаны некоторые из руководителей предприятий, у которых есть задолженности по налогам (были среди них и те, кто к совещанию нашёл возможность долги погасить), конкурсные управляющие. Участники совещания обсудили выполнение «Плана мероприятий по стабилизации финансового оздоровления предприятий Краснодарского края на 2013 год», разработанного Министерством экономики края. Банкротство предприятий влечёт за собой серьёзные экономические и социальные проблемы, а выводить предприятия из кризиса можно только при согласованной работе федеральных структур, краевых и муниципальных властей. Это взаимодействие и предстоит наладить, чтобы увеличить поступления в бюджет, а соответственно и решить стоящие перед краем задачи.
М. Любченко.
- На сегодняшний день банкротство инициировано в отношении более 200 хозяйствующих субъектов десяти муниципалитетов. Причём только за январь-апрель этого года количество предприятий, находящихся в процедурах банкротства, здесь увеличилось более чем на 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
- Администрацией края совместно с налоговой службой и прокуратурой 2013 год объявлен годом борьбы с задолженностью по налогам.
- Губернатор Кубани поставил задачу увеличить собственные доходы краевого бюджета 2013 году до 190 миллиардов рублей. Один из основных резервов увеличения доходной части бюджета – сокращение недоимки по налогам.
- С начала года недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет Краснодарского края увеличилась на 2,4 млрд. рублей, то есть более чем на треть, и к 1 мая 2013 года превысила 9,3 млрд. рублей. Более 1,8 млрд. рублей этой задолженности по налогам приходится на предприятия, находящиеся в различных процедурах банкротства.