В первую неделю нового 2013 года телефонные аферисты атаковали жителей Крыловского района своими звонками как на стационарные, так и на мобильные телефоны. Так, 5 января на телефоны жителей Крыловской и Октябрьской поступило четыре звонка от неизвестного человека, который сообщал, что сын (внук, племянник) попал в ДТП, и требовал деньги в сумме 30 тысяч рублей для решения вопроса. Трое граждан заподозрили обман и сразу обратились в полицию, а женщина 73 лет поверила мошеннику и перевела через банкомат 10200 рублей на номер телефона 89628372233, после чего обратилась за помощью в полицию. В отношении телефонных мошенников возбуждены уголовные дела, ведется следствие, устанавливается личность звонивших.
На сегодняшний день телефонных обманок расплодилось великое множество, правда, в основе, как правило, лежит несколько стандартных и довольно простых схем. Значительная часть этого вида преступлений совершается с использованием мобильной связи, компьютерных технологий и сети «Интернет». Хотя мы уже неоднократно на страницах «Авангарда» писали об этом, еще раз напоминаем самые распространенные виды афер с помощью мобильной связи.
Родственник совершил ДТП
На домашний телефон поступает звонок с сообщением о том, что родственник (чаще сын) совершил ДТП, в котором пострадали люди, и для «решения вопроса на месте» необходима определенная сумма денег. После чего заставляют класть деньги через терминалы оплаты на счета мобильных телефонов, электронных кошельков либо передают деньги через таксистов или соучастников.
Банковская пластиковая карта
На мобильный телефон поступает SMS-сообщение либо звонок с мобильного телефона с информацией о том, что банковская пластиковая карта потерпевшего заблокирована либо потерпевший стал счастливым обладателем выигрыша в какой-то лотерее. После чего под различными предлогами заставляют потерпевшего передать полный номер пластиковой карты, ПИН-код и СVV-код, после передачи которых денежные средства со счета потерпевшего списываются в пользу мошенников, либо заставляют потерпевшего лично переводить денежные средства на свои счета.
Просьба родственника
Самый массовый и трудно доказуемый вариант мошенничества, с которым сталкивается почти каждый владелец мобильного телефона, это SMS с просьбой: «У меня закончились деньги, положи 200 рублей. Маша». Или на мобильный телефон поступает SMS-сообщение с текстом: «Мама, положи 1000 рублей на номер 8-9ХХ-ХХ-ХХ-ХХХ, не перезванивай. Завтра все объясню». Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет родственник. Далее с помощью систем «мобильный перевод» деньги уходят на другие телефонные номера мошенников, чтобы нельзя было зацепиться за первый отображенный номер в телефонах многочисленных жертв.
Другой вариант этого мошенничества – «от родственника в беде» с просьбой позвонить на определенный номер. Номер, разумеется, будет платным, а вы потеряете деньги.
SMS – викторина
Вам предлагают прислать как можно больше SMS на такой-то номер и выиграть ценный приз (машину, поездку и другое). Такие SMS-сообщения довольно дорого стоят, при этом выигрывает каждое тысячное, если вообще выигрывает! Очень распространенный «лохотрон», который все еще находит свою аудиторию.
Лжеоператоры
На телефон звонят якобы из абонентской службы телефонной компании, рассказывают, что по неким техническим причинам (ваш телефон заблокирован, необходимо перевести его на другую частоту и прочее) вы должны либо набрать определенную комбинацию цифр, либо позвонить по некому номеру.
Внимание! *145* – это комбинация цифр, по которой начинается перевод денег с лицевого счета одного абонента на лицевой счет другого, то есть вы добровольно переводите деньги в рамках услуги «Мобильный перевод».
А номер телефона, по которому предлагается позвонить, платный. За звонок с вашего счета снимут сумму, которая ограничена только фантазией лжеоператоров. Технические службы операторов сотовой связи не производят таких звонков в принципе.
Верните деньги!
Приходит SMS, оповещающее о поступлении средств на ваш счет, который вы не пополняли. Через несколько секунд звонок. Голос сообщает, что только что ошибочно перевели деньги не на тот номер, и просят вернуть с помощью услуги «Мобильный перевод». Фактически требуют вернуть деньги с вашего пользовательского счета, который на самом деле не менялся. Далеко не каждый абонент станет сразу же уточнять свой баланс и выяснять, пополнился ли счет.
Открытка от абонента
Вам приходит сообщение, что вы получили поздравительную открытку. Если вы откроете присланную ссылку, то автоматически подпишитесь на один из платных сервисов, или на ваш телефон загружается вирус, что приводит к регулярному списанию денег с лицевого счета.
Дорогое SMS
В рекламе той или иной услуги (вам обещают прислать новые игры, курсы валют и прочее) размещается заведомо ложная информация о ее стоимости. Например, вас подписывают на месяц, а сообщают о стоимости услуги за один день.
У мошенников в запасе всегда есть множество способов, чтобы обмануть доверчивых людей. Убедительно просим вас: прежде чем перечислять деньги неизвестно кому, задумайтесь. Не оставляйте посторонним людям ксерокопию своего паспорта, не сообщайте никаких данных о себе.
Конечно, сотрудники органов внутренних дел не оставят вас в беде, они постоянно проводят большую работу в этом направлении, но поймать таких мошенников трудно. Как правило, после поступления денег на счет телефонные мошенники меняют не только SМS-карту, но и сам телефон. К тому же часто и карта, и телефон бывают зарегистрированы совершенно на другого человека. А значит, и личность телефонного мошенника установить становится сложнее.
А. Литвиненко, начальник СО ОМВД России по Крыловскому району.