С удивительными людьми, которые живут в станице Кугоейской, познакомил меня председатель совета ветеранов отдела МВД России по Крыловскому району В.А. Кайдаш. Поводом послужил праздник – День ветеранов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ, который отмечается 17 апреля. Крыловский отдел МВД России насчитывает сегодня 144 ветерана, из них 20 человек еще работают, 21 – инвалиды.
Одним из старейших членов совета ветеранов является капитан милиции в отставке труженик тыла Николай Ефимович Тишин, в семье которого мы и побывали накануне праздника. Мне много приходилось слышать рассказов о добросовестной работе сотрудников милиции, но такого не припомню. 23 года бессменно проработал Николай Ефимович на одном месте участковым милиционером, был настоящим Анискиным на своем участке. Родился он в 1930 году в хуторе Тверском. Крестьянский труд познал с детства. Отец его в 1941-м ушел на фронт и не вернулся. Мать одна растила двоих детей. Николай уже подростком трудился в колхозе. В 1948-1949 годах закончил школу животноводов, затем – Ейскую школу ветеринаров-фельдшеров. Служил в армии на Балтийском флоте в отделе контрразведки «Смерш». Демобилизовался в 1953-м, еще год работал в колхозе, затем поступил на службу в отдел внутренних дел и был направлен участковым в Кугоейское поселение. Обслуживал девять населенных пунктов – станицу и восемь ее хуторов. В 1962 году ему добавили село Новомихайловское и два его хутора. Протяженность всего его подведомственного участка составляла 50 километров. Транспортом служили лошадь под седлом, бидарка и сани зимой. Только в 1968 году за добросовестный труд и высокий профессионализм в работе колхоз премировал своего участкового мотоциклом. Телефоны были только в сельском Совете и в правлении колхоза, такие – с ручкой, которую надо было крутить и при этом громко кричать в трубку. Асфальтированных дорог не было и в помине, гравийка считалась за счастье. Поэтому Николай Ефимович очень редко ходил в туфлях, чаще – в резиновых сапогах. В работе ему помогали дружинники, внештатные сотрудники, доверенные лица, актив общественности. Николай Ефимович получил высшее образование, закончил юрфак Ростовского госуниверситета. В 1977 году его назначили начальником Новомихайловского отделения милиции Туапсинского горрайотдела.
Лучшим показателем его профессионализма, преданности делу до самоотречения, честности, порядочности, абсолютной ответственности служат три случая из его богатой биографии, он мне рассказал – как задержал двоих убийц и отказался от взяток.
Одно убийство было совершено 1 мая 1955 года. Ранним утром решил он объехать свой участок для профилактики. Когда возвращался в Кугоейскую, его встретили неожиданной новостью – в станице совершено убийство. Народ уже к тому времени гулял во всю, мужчины подвыпили и в одной семье вспомнили обиды времен Гражданской войны, один мужик решил отомстить сыну обидчика. Схватил нож и побежал к его двору. А мужчина тот работал водителем и собирался ехать в соседнее село. Машина его стояла возле двора, в ней сидели двое маленьких мальчишек. Подбежал этот мужик с ножом и прыгнул в кузов грузовика. Тут вышел водитель, увидел односельчанина, говорит: «Пересаживайся в кабину, ты выпивший, еще вывалишься по дороге». Тот пересел в кабину и, наклонившись поверх голов детей, ударил водителя два раза ножом в грудь. А потом бросился бежать. Когда участковому доложили примерные обстоятельства происшедшего, он понял – звонить в райотдел некогда: преступник может уйти далеко. И решил задержать его самостоятельно. Люди подсказали, в какую сторону он побежал, где переплыл реку. На той стороне, в хуторе, его жители рассказали участковому, что видели мужчину в мокрой одежде, он забежал в какую-то ближайшую хату. Николай Ефимович пошел по дворам. В первом же и задержал убийцу. Вернулся с ним в Кугоейскую, задержал еще двух подозреваемых, взял сопровождающих, колхоз дал машину, и он уже вечером отправился в райцентр… Убийцу приговорили к 20 годам лишения свободы.
Предыстория задержания другого преступника была такова. Один освободившийся заключенный (сидел он за угон машины) в поезде познакомился с проводницей, охмурил ее (парень он был симпатичный), женился, и приехали они в Крыловский район. В ЦРБ, в отделе кадров, он предъявил бумажку без печатей, но якобы выписку из диплома, который обещал подвезти через неделю. Его определили в Ириновский фельдшерский пункт зубным техником.
Николай Ефимович после отпуска зашел в сельсовет, узнать, что нового. Приближались выборы. В сельсовете на стене висел список агитаторов. Он стал читать его и наткнулся на новую фамилию. Ему рассказали, что это в Ириновке новый зубной техник поселился. И участковый решил поехать познакомиться(!) с новым человеком на его участке. В Ириновке расспросил бригадира, тот хвалил нового техника – он, дескать, зубы вставляет по 21 рублю за зуб и у него там уже очередь. А предпринимательская деятельность тогда вообще была запрещена. Возле фельдшерского пункта участковый увидел «Волгу», навстречу ему вышел зубной техник. Вызвался подвезти милиционера, который уже в машине поинтересовался – чей же автомобиль? Техник сначала сказал, что его, потом – дядин. Управлял он неумело, при развороте заехал сначала одним боком в кювет, потом другим. Кроме того, раньше в частных «Волгах» передние сиденья были соединены, раздельными их делали, если автомобиль предназначался для «такси» или для служебного пользования. В этой «Волге» передние сиденья были разъединены. По дороге техник предложил участковому заехать в посадку – посидеть, выпить, познакомиться поближе. «Я в такие игры не играю», – был ответ. У Николая Ефимовича были другие планы. Он отправился в райотдел и доложил о своих подозрениях насчет нового зубного техника. Ему дали в помощь двоих сотрудников ОБХСС. Вместе с ними он и поехал познакомиться с новым жителем Ириновки поближе. Тот сразу сознался, что действительно вставляет зубы за деньги. Рассказал, что материалы берет в Донецке, показал и ящичек с ними, зарытый на берегу реки. Предложил милиционерам взятку в 15 тысяч рублей. Но никто не пошел на сделку с преступником. Его арестовали. Выяснили, что он сидел, в тюрьме был помощником зубного врача, у него научился и удалять зубы, и вставлять. Пока шло следствие, его отвезли в Армавир. Там выяснилось, что к этому зубному технику ведет еще ниточка от убийства. В лесопосадке нашли труп водителя прокуратуры, который отпросился съездить к родственникам. Его отпустили. По дороге водитель заехал на автобусную остановку взять попутчиков. До Жданова вызвались ехать двое – зубной техник и его жена. Женщина села на переднее сиденье. По дороге даме якобы стало плохо, и мужчина остановил «Волгу». Муж ее тем времен достал молоток и ударил водителя по голове. Труп бросили в посадке, чехлы с сидений сняли и сожгли. Домой возвращались ночью по трассе. На одном из постов их остановил патрульный милиционер. Убийца, не моргнув глазом, раскрыл перед ним удостоверение водителя прокуратуры. Было уже темно, при свете фонаря патрульный, увидев слово «прокуратура», взмахнул рукой под козырек.
Николай Ефимович был на заседании суда, когда убийце вынесли приговор – высшая мера наказания: расстрел. При всем честном народе убийца повернулся в сторону участкового и со злостью сказал: «Если бы ты поехал тогда со мной в посадку, то здесь бы сейчас не сидел».
Поведал Николай Ефимович мне еще одну историю из своей биографии. Как-то руководство края запретило вывоз сельхозпродукции за пределы Кубани. Однажды рано утром остановил он на границе фуру с 40 тоннами отборных помидоров. Две тысячи рублей предлагали ему водители, чтоб пропустил их в Ростовскую область. Не дрогнул участковый, завернул фуру.
Очень хвалил Николай Ефимович свою супругу – Таисию Алексеевну за то, что всю жизнь обеспечивала ему крепкий тыл, берегла семейный очаг, была верной любящей женой, родила ему двоих детей – сына и дочь. Очень гордятся они внуком, у которого уже два высших образования, и внучкой, которая получает сейчас второе высшее.
Всю жизнь Николай Ефимович руководствовался принципами: преданность любимому делу, любовь к людям и к Родине. При исполнении служебного долга был решительным, смелым и справедливым, старался, чтобы его действия были понятны людям. Может быть, поэтому его жизнь звучит сегодня, как песня.
О. Подобная.