Современная медицина причисляет алкоголизм к болезни. Святые отцы и христианские подвижники благочестия видели тесную взаимосвязь этого человеческого порока с демоническим влиянием. «Пьянство, плотская любовь ревность и бесы равны между собою», – писал святой Григорий Богослов. «Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница», – считал святой Иоанн Златоуст.
В документах популярной ныне международной ассоциации анонимных алкоголиков (АА) значится буквально следующее: «1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над нашей волей. 2. Пришли к убеждению, что сила более могучая, чем наша собственная, может возвратить нам здоровье. 3. Приняли решение отдать нашу волю и наши жизни под защиту Богу.» Это выдержка из «Двенадцати этапов» членов ассоциации. Святой Иоанн Крондштатский вполне определенно говорит о сопутствующей пьянству демонической сущности, которую именует «бесом пьянства». И указывает, что избавиться от этого беса можно молитвою, постом и, конечно, причастием Святых Христовых Тайн. Помочь страдающему алкоголизмом могут и близкие. Но кому же из святых молиться о спасении от недуга пьянства? Самая сильная помощь исходит от Богородицы при молитве к ее чудотворной иконе, называемой «Неупиваемая чаша».
Явление первообраза этой иконы произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот опустившийся человек видит сон. Перед ним предстал монах – схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Богородицы. Там есть икона Божьей Матери Неупиваемая чаша, закажи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Но поскольку крестьянин не ходил и не имел никаких средств, он не решился отправиться в путь. Монах приснился ему еще дважды и в последний настолько строго повелел исполнить его приказание, что крестьянин чуть ли не ползком отправился в путь. В одном селении остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал облегчение, утром, хотя и слабо, но смог удержаться на ногах. Так, опираясь сначала на две палки, потом на одну он добрался до города Серпухова. Пришел в женский Введенский Владычный монастырь и, рассказав о своих сновидениях, попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы с таким названием. Тогда кому-то пришла мысль: а не та ли это икона Божьей Матери с изображением чаши, что висит в проходе из соборного храма в ризницу? Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы они прочли название «Неупиваемая чаша». А в явившемуся ему во сне схимнике крестьянин узнал строителя этого монастыря – старца Варлаама. Новообретенный образ был перенесен в храм, где перед ним отслужили молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым: исцелились не только его ноги, он перестал испытывать тягу к спиртному. Весть об этом чуде разнеслась по России. После революции, когда закрыли все монастыри в Серпухове, икону перенесли в кафедральный собор Николы Белого. По просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано восемь копий с чудотворной иконы. Но в 1929 году Никольский собор был закрыт, все святыни сожжены на берегу реки Нары. Молебные служения перед иконой Неупиваемая чаша прекратились.
10 апреля 1991 года по инициативе архимандрита Иосифа был вновь открыт Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, основанный еще преподобным Сергием Радонежским в 1374 году. По его же благословению известный русский иконописец Александр Соколов в следующем году написал икону Богородицы Неупиваемая чаша, молебные служения перед ней возобновились в Высоцком монастыре. Известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от Богородицы Неупиваемая чаша. Эти случаи об исцелении от пьянства, наркомании, курения люди записывают в книге, которая ведется в обители.
О помощи в избавлении от недуга пьянства молятся также мученику Вонифатию, который сам погибал от алкоголя, но обратился ко Христу и удостоился мученической кончины за веру. Преподобный Моисей Мурин был разбойником, который к тому же страдал неодолимой тягой к вину. С Божьей помощью он преобразился, стал другим человеком, пошел в монахи и жил в одном из монастырей в Египте. Погиб как мученик за Христа 75 лет от роду. Молитвы к этому святому спасают от запоев. Известно и несколько других святых угодников Божьих, которым молятся об избавлении от пьянства. Через них сбываются слова Господа Иисуса Христа, записанные в Евангелии: просите и будет вам, стучитесь и отворят вам, ищите и обрящете.
Подготовила О. Подобная.