В Домах культуры будут возрождать кубанские фольклорные детские игры
В Краснодаре на базе научно-исследовательского центра традиционной народной культуры Кубанского казачьего хора прошел семинар «Практика использования материалов по игровой детской субкультуре в работе культурно-образовательных учреждений».
Его участниками стали: заведующая отделом по народному творчеству районного Дома культуры Оксана Жовницкая, преподаватели музыкального фольклора ДШИ станиц Крыловской и Октябрьской Марина Миненко и Валентина Кравцова.
На семинаре рассматривались способы применения игровых форм традиционной культуры в работе с детьми и молодежью. Особое внимание уделили забавам, которые были популярны в начале ХХ века и раньше. Их преимущество – доступность и живое общение. Были упомянуты игры в «камушки», «веревочка», «дыркач», «альчики» или, как их еще называли, «бабки». В последних использовались обработанные и раскрашенные овечьи косточки. Эти игры развивали моторику, ловкость.
Кроме этого, была и эстетическая составляющая в виде песен и припевов. Занятия детей прошлых времен разительно отличались от игр современных. Сейчас практически каждый ребенок все свободное время проводит с гаджетами. Это отрицательно сказывается на их развитии.
Всем понравилась предложенная идея проекта «Игры моих родителей». Суть его заключается в том, что дети должны расспросить родителей, бабушек и дедушек об играх, в которые те играли в детстве. Другими словами, попытаться создать связь поколений.
Перед собравшимися выступили: заведующий научно-исследовательского центра Василий Воронин, сотрудник научно-исследовательского центра Яна Назарова. Их методика внедрения традиционных игр привлекла внимание крыловских участниц. Они поделились с нами своими впечатлениями.
– Для себя я открыла много нового. У меня есть свои наработки, которые я использую в мероприятиях, теперь хочу к ним добавить игры «селезень и утка» и «растяпа». А вот «золотые ворота» мы используем немного в другом варианте», – рассказывает Валентина Кравцова. – Еще у меня появилась идея собрать новые знания и свои старые наработки и объединить их в одной видеозаписи, чтобы сохранить.
– Было очень интересно. Что-то было уже знакомо, а о чем-то услышали впервые, – рассказывает Марина Миненко. – Прекрасные поучительные лекции. Очень понравились игры с камушками. Многое отметила для своей работы. Все это должно принести пользу не только детям, но и педагогам.
– Все было познавательно. Многое из услышанного будем брать в работу, – поделилась Оксана Жовницкая. – Сейчас продумываем вариант со школой, чтобы познакомить детей с кубанскими играми и традициями. Нужно научить их общаться на другом уровне с привлечением игровой деятельности, быть более коммуникабельными и тем самым отстранить их от гаджетов.
Идея вспомнить давно забытые игры может принести гораздо больше пользы, чем кажется на первый взгляд. Добрые старые «резиночки», «классики», «казаки-разбойники» уже давно не пользуются спросом у подрастающего поколения. Современные гаджеты – вещь интересная, и даже где-то нужная. Но она не может заменить живое общение.
Н. Скиба.