В последнее время в социальной работе все большую популярность набирает арт-терапевтический метод реабилитации со множеством направлений, каждое из которых предлагает свой набор методик.
В отделении психолого-педагогической реабилитации ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» было проведено заседание Родительской школы на тему «Куклотерапия – метод развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями».
Его подготовили и провели учитель-логопед Елена Карданева и педагог дополнительного образования Наталья Лемешева.
Елена Александровна рассказала родителям, как с помощью кукол успешно решаются коррекционные задачи: формируется правильное произношение, фонематический слух и восприятие; вырабатываются артикуляционные навыки и упражнения; происходит постановка и автоматизация звуков; усваиваются лексические и грамматические средства языка; развиваются навыки связной речи и диалогическое общение; происходит обучение элементам грамоты; развивается общая и мелкая моторика; обогащается словарный запас.
На примерах из личного опыта работы она продемонстрировала активное использование различных кукол при проведении коррекционно-развивающих занятий: перчаточных кукол, кукол-игрушек, пальчиковых кукол, плоскостных. Рассказ педагога сопровождался просмотром тематической презентации.
Следующим этапом заседания был мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик».
Из краткой вступительной беседы Натальи Евгеньевны родители узнали об истории народной тряпичной куклы, технологии ее изготовления, применяемых материалах и инструментах. А также о том, что на занятиях в процессе их изготовления педагогом решаются коррекционные, психотерапевтические и развивающие задачи: увлекаясь им, дети становятся более спокойными и уравновешенными; во время работы у них развивается произвольность психических процессов; формируются нравственно-эстетические навыки; навыки общения; воспитываются трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
На практической части мероприятия родители самостоятельно сделали игрушку по традиционной технологии, освоив основной прием – скрутку. А «зайчата» получились такими разными – милыми и потешными – несущими радость, спокойствие (чувство защищенности) и душевное тепло.
В конце встречи Наталья Евгеньевна познакомила родителей с литературой по этой теме, раздала буклеты «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
Е. Карданева, учитель-логопед, Н. Лемешева, педагог допобразования.