«Я любила сидеть с дедом Ильей, а он мне рассказывал про Соловки: там он отбывал срок после раскулачивания – целых десять лет. Говорил об этом нечасто, тогда такие вещи вслух лучше было не называть – за слово хватали и сажали. Помню, дед отмечал, что на Соловках шесть месяцев ночь, шесть месяцев день», – вспоминает своего любимого деда потомственная казачка Елена Андреевна Забара (Михалюта). Ей уже 92 года, она при отличной памяти, но совсем ничего не видит.
Что мы можем сделать для того, чтобы иметь шансы на счастливое будущее? Великие утверждают, что, как минимум, сохранить свое прошлое, чтить память предков, передавать из уст в уста, из поколения в поколение истории доблестных подвигов, семейные легенды.
Каждый уголок нашей страны пропитан своим особым духом, каждый может гордиться своими событиями в прошлом, строить собственные планы на будущее. Однако все вместе наследие регионов образует общую российскую историю. Сложно сказать, какой край и какая область играла более значимую роль в становлении и развитии государства. Каждая маленькая станица, каждый даже самый отдаленный хутор внесли свою ложку в общий котел истории.
Особую роль в судьбе станицы на протяжении всего ее развития играли казаки и их потомки – от самых первых дней до настоящего времени.
«Становись казаком, если кровь просит… твоя!. Казачество – это дух, традиции, православие. Казаком быть – нести особую ответственность перед Богом и людьми. Своеобразный характер, отношение к жизни и к вере. Случайных здесь быть не может, корысти – тем более. Казаком нужно родиться, вырасти в этой культуре, жить ею. Казак – не звание, это не то, что можно найти или купить. И не только корни имеют значения, но и русский дух в теле русского православного воина, ибо казаки – это воины Христовы».
«Без веры казак – не казак!» – так звучит известная народная мудрость, и именно это утверждение можно назвать фундаментальным в культуре и всей бытности казачества, в том числе и кубанского.
Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, казак тем самым демонстрировал свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В казачьей семье на конкретных примерах воспитывалось истинное понимание таких жизненно важных категорий, как «совесть», «честь», «добро и зло», «правда и ложь», «любовь и уважение», «свобода и ответственность».
Когда слышишь ту или иную фамилию, невольно думаешь о ее происхождении. Почему далекие предки получили именно ее? В чем секрет? На этот счет в отношении фамилии Безпалый есть известная версия.
Казаки всегда были готовы броситься в бой, жизнь отдать за свои земли, за свою Родину. В этом будто кроется весь тайный смысл их существования, вокруг этого строится культура, сохраняются традиции. Историки отмечают свойственные всему казачеству качества характера: беспощадность к врагу, но в своем кругу благочестие, гостеприимность, щедрость. С одной стороны казаки веселы, шутливы, обладают широкой душой, с другой – есть в них какая-то грусть, молчаливость. Все потому, что они испокон веков так часто смотрели в глаза смерти! Каждая битва – как последняя, каждая минута на счету.
В одной из таких схваток основателю фамилии Безпалый отрубили пальцы, отсюда и возникла фамилия, которая в истории станицы Октябрьской звучит не раз – как одна из образующих, как та, что отличилась в разные годы существования поселения.
Евдоким Безпалый (урядник 1919.06.23 Ф.Р-6, оп.1, д.172, л.14.). Был атаманом станицы по 1919 год. Имя этого легендарного казака находится у самого основания именитого рода Безпалых. О неординарности и значимости этой личности в истории здешних мест говорит хотя бы тот факт, что именно он стал последним атаманом станицы, а значит, вместе с ним ушла целая эпоха, значимая для казачества. Ей на смену пришла другая – наполненная вереницей жестоких репрессий, лишений и страданий народа. Но носители фамилии Безпалый вынесли все, чтобы жизнь забила ключом и сегодня продолжатели рода смогли ходить под мирным небом и по исконно своей земле.
Что значит атаман для казаков? Это старший в роду, предводитель, истинный духовный лидер общины. По одной из версий, слово происходит от тюркского – «отец людей». Такой статус действительно значил многое – атаманы были фактически отцами для всех казаков в местности, которую возглавляли. К ним шли за советами, просили рассудить, за них были готовы умереть. И сами атаманы, при всей внешней строгости, за своих «сынов» могли броситься в самое пекло, в боях всегда шли первыми, не боясь заглянуть самой смерти в глаза. Евдоким Безпалый был истинным атаманом – справедливым, честным, настоящим казаком, преданным своей земле и народу. И сегодня, когда прошло почти 100 лет с тех пор, как он ходил по станичной земле, по ней же ходят его потомки. Зная, кем был их великий дед, и гордясь тем, что они одна кровь, один род – не просто именитый и заслуженный, а верой и правдой доказавший любовь к своей стране.
Что мы можем сделать сегодня для наших великих предков-казаков? Прежде всего, увековечить память о них. Умы многих станичников Ново-Михайловской (ныне Октябрьской) будоражит один вопрос – будет ли памятник предкам потомственных казачьих родов – основателям станицы. Могу сообщить, что при поддержке администрации и станичников будет достойный памятник.
Р.S. Такими были заповеди казаков в свое время:
1. Береги честь и достоинство смолоду. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори себя сам. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко.
2. По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем. Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Не бойся пострадать за правду.
3. Служи верно своему народу. Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак за это готов пролить свою кровь, но «не сотвори себе кумира и подобия его!».
4. Держи слово. Слово казака дорого. Каждое слово — это слово твоего народа. Стойкость чести в слове.
5. Чти старших, уважай старость. Без одобрения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено.
6. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, — поступай по обычаю своего народа и вере предков.
7. Погибай, а товарища выручай. Взаимная выручка — основа казачьего братства.
8. Будь трудолюбив, не бездействуй. Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с просьбой «Дай!». Живи своим трудом.
9. Береги семью свою, служи ей примером. Семья — святыня брака, основа казачьего общества.
Г. Науменко, председатель организационного комитета.