15 февраля православная церковь отметила праздник Сретения Господня, который входит в список 12 самых значимых – двунадесятых – праздников в году. С древнецерковного языка «сър?тение» переводится как «встреча». Кто же с кем встретился в этот день?
В народе говорят, что это зима с весной встречаются. Данное утверждение никакого отношения к православному празднику не имеет.
На самом деле история его такова. У древних иудеев была традиция: мать, у которой родился мальчик, приходила с младенцем в Иерусалимский храм через 40 дней после родов, чтобы принести очистительную жертву. Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия, и его матери очищение не требовалось, но Богородица проявила смирение и уважение к иудейскому обычаю. Также на 40-й день иудеи посвящали мальчиков-первенцев Богу. Это был Моисеев закон, который иудеи установили в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства.
В Евангелии от Луки описывается, как после совершения обряда в храме к родителям Иисуса подошел старик по имени Симеон. Это был один из 70 ученых, которые переводили Священное Писание с иврита на греческий. По преданию, когда-то, во время работы над текстом, он принял за ошибку фразу: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и собрался исправить слово «дева» на «жена». И в этот момент ангел остановил его руку и сказал, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Младенца и не убедится в правдивости пророчества. С тех пор Симеон ждал рождения Мессии. И, наконец, эта встреча произошла.
Взяв на руки Иисуса, Симеон, согласно Писанию, произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко по глаголу Твоему с миром…» Пророчица Анна, которая тоже была в храме, поклонилась Богомладенцу и пошла на улицу, чтобы рассказать горожанам о рождении избавителя Израиля, а Мария и Иосиф с ребенком отправились домой, в Назарет.
Философское значение праздника Сретения – это встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового. Верующие в этот день празднуют встречу с Богом. Личное сретение, по мнению богословов, случается и в жизни каждого верующего человека, когда он впервые приходит в церковь.
Федор Ефименко, настоятель Михайло-Архангельского храма, протоиерей.
О. Подобная.