Первые слова ребенка – это целое событие не только для его мамы, но и для всех любящих родственников и близких друзей. Как правило, после первых простых слов («мама, папа, дай») ребенок начинает говорить простые предложения и старается уже словами, а не жестами, сказать о том, что его тревожит или доставляет дискомфорт.
Но иногда случаются проблемы на пути к построению фраз или даже на пути выражения первых мыслей с помощью обычных слов. Почему, что с этим делать? На этот вопрос нам ответила Инна Новожилова, учитель-логопед детского сада № 20 «Ромашка».
Годовичок… никому ничего не должен
– Принято считать, что в период до года ребенок должен уметь говорить хотя бы лепетные слова, а также первую часть слова (к примеру, мама – «ма», папа – «па»). Хотя на самом деле все дети индивидуальны и, по сути, никому ничего не должны. Так что для быстрого овладения крохой речью на этом этапе придут на помощь простые игровые упражнения на развитие мелкой моторики. А также игры с язычком, различные песенки и потешки, в которых затрагиваются сложные для произношения звуки. Организовывайте игры с водой, песком, различными камушками, фигурками.
Задача родителей – сделать данные игровые упражнения ежедневными и веселыми, чтобы кроха получал удовольствие. Можно закапывать фигурки в песке и просить малыша найти их, или дать ребенку леечку или ведерко и тренировать его переливать воду из ведра в миску и наоборот. Что касается упражнений с язычком, то для этого пригодится зеркальце и все ваше внимание. Побуждайте кроху повторять за вами: высовывать язык далеко или не очень, касаться языком губ и зубов, делать губы трубочкой и буквой «о», или надувать щеки и дуть в сторону. Ведь еще ни одно кривляние перед зеркалом не заставило ни одного малыша загрустить! Упражнения перед зеркалом способствуют успешному формированию самых первых речевых навыков у детей до года.
От 1 до 3: детальки – поменьше, простор для поиска – больше
На этапе от года до трех лет дети начинают хорошо говорить, строить сложные предложения и уже ловко справляются с более сложными упражнениями. Но если у ребенка нет даже простых слов, он даже не пытается говорить, это повод начать первые самостоятельные занятия более широкого круга. Для начала нужно побуждать малыша говорить хотя бы звуки, когда он чего-то хочет: некоторые дети привыкают получать все по первому требованию и даже не пытаются воспроизвести просьбы вслух (с помощью речи). Тут придется набраться терпения и заставлять маленького упрямца; нужно реагировать даже на малейший звук, произнесенный им, но никак не на попытку взять за руку и жестом показать на стакан с целью, например, попить.
Игры с мелкими деталями сейчас не менее важны, чем в младшем возрасте. Вот только пусть детальки будут поменьше, а простор для поиска – больше. Это труднее, но это заставляет пальчики больше работать и, как следствие, развивает отдел мозга, отвечающий за речь. Полезно читать книги, проговаривая вслух всех героев и различные предметы, причем, не утрируя («гав-гав» вместо нормального «собака»), а громко и четко, правильно называя все и всех. Ближе к четырем годам можно обратиться к логопеду, если не видно никаких продвижений вперед. Грамотный специалист поработает с язычком, ознакомит с артикуляционной гимнастикой и будет заниматься с малышом до полной победы над непокорными звуками, словами и фразами.
Главные правила – играть и хвалить!
В возрасте 4-7 лет дети уже отлично разговаривают, иногда, правда, можно встретить непроизношение каких-либо «трудных» звуков, вроде «р». Это вполне нормально, хотя и требует корректировки и занятий с логопедом. Хорошо помогают скороговорки с употреблением сложных звуков, игры с разучиванием стихов и песенок, а также занятия с язычком и зеркалом.
Прислушайтесь к данным советам, и у вас, заботливых родителей, все получится!
Именно веселые упражнения, выполняемые с помощью речевых стихотворных игр, помогают превратить наши занятия не просто в игру, а в сказку, где язычок, как волшебник, предстает то в одном, то в другом образе.
Стихотворная речь – сама по себе игра, создающая особый эмоциональный заряд, на котором активизируется внимание, мышление и речь дошкольника. Все задания собираются в одну общую сказку, например, про куклу Машу, которая хочет научить разговаривать своего Мишутку. Сказки говорят на языке ребенка. Одновременно можно выполнять комплекс из нескольких артикуляционных упражнений, ведь игры подобраны так, чтобы они представляли собой логическую цепочку связанных между собой упражнений (например, выполняется «Варенье», а затем «Чашечка», «Чистим зубки», потом «Улыбка»).
Невозможно представить свою работу без игротерапии! Игра заряжает ребенка положительными эмоциями, активизирует на выполнение непростых заданий, придает ему сил и уверенности в себе.
И о самом главном. Похвалы для малыша никогда не бывает много. Хвалите ребенка! Не стесняйтесь выражать удивление его успехам! Гордитесь им. В ходе игры обязательно устанавливайте тактильный контакт: обнимите за плечо, погладьте по спинке, прикоснитесь к ручке. Логопедические занятия для ребенка-дошкольника – это всегда большой труд! Используя игровую технологию на занятии, работа над произношением будет для него проходить быстрее и легче, а результат от занятий станет гораздо лучше.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Подготовила Ю. Хитрюк.